Вариант ВПР для 10 класса с ответами

Тренировочный вариант для подготовки к ВПР по русскому языку.

русский10.docx
русский10.pdf

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1-2.

(1)Ещё в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определённые точки, так называемые зрительные центры. (2)При этом абсолютно неважно, какой формат имеет __________: горизонтальный или вертикальный. (3)Таких точек всего четыре, они делят величину изображения по горизонтали и вертикали в золотом сечении. (4)Принцип «золотого сечения» («божественной пропорции»), основанный на числах Фибоначчи, без сомнения, существует объективно и независимо от нашего сознания. (5)Он, будучи онтологичным, с _____________ настойчивостью проявляет себя прежде всего в формах живой природы (в цветах, в бабочках, в ракушках и др.).

(По Н. Е. Мусиновой)


1. Подберите и запишите на месте пропуска в предложении 2 синоним к слову «картина» из предложения 1.



2. Подберите и запишите эпитет к слову «настойчивостью» из предложения 5. Объясните свой выбор двумя-тремя предложениями.



3. Поставьте знак ударения в следующих словах:

Согнутый, крала, облегчить, мусоропровод.



4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки.

Виды речевых ошибок

А) нарушение лексической сочетаемости
Б) тавтология (повтор однокоренного слова)
В) речевая избыточность

Примеры

1) В повести «Янтарное солнце» повествуется о замечательных свойствах человеческой памяти.
2) Никто не хотел уходить из консерватории. Поразительное явление!
3) Я сразу обратил внимание на внутренний интерьер комнаты.
4) Мы понимали друг друга без слов.
5) Когда наступила война, моему деду пришлось идти на фронт.



5. Определите, какая (-ие) лексическая(-ие) единица(-ы) (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы) использована(-ы) в приведённом предложении.

На её ланитах вспыхнул озорной румянец.



6. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1) Это была моя самая величайшая заслуга!
2) В магазине я купил несколько яблок и килограмм мандарин.
3) Я оказался среди восьмисот семидесяти пяти участников.
4) Мне говорили, что в этой секции лучшие тренеры.



7. Выпишите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне.

Пр..быть в Москву, уд..вительный пейзаж, г..ристая местность, заст..лать постель, р..стущий организм, маленькая баш..нка, прим..рять врагов, зам..рать от страха, вым..кнуть под дождём, изм..рить стол, к..саться плеча, застенч..вый мальчик, без..бразный костюм, подр..внять чёлку, смешной зайч..нок.



8. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

1) Книга была прочита(н,нн)а учеником.
2) Катя была интеллигентна и образова(н,нн)а.
3) (В)течени_ часа никто нам не отвечал.
4) Он перевёл деньги (на)счёт компании.
5) Она выглядели (точь)в(точь) как моя подруга из начальной школы.
6) Мне (то)же хотелось пойти на вечеринку.
7) Что(бы) собраться с духом, я позвонила маме.
8) Он всё равно узнал бы это (в)последстви..

Часть речи выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)

Имя существительное с предлогом

 

Имя прилагательное

 

Наречие

 

Причастие

 

Предлог

 

Союз

 





Часть 2
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14


Текст 2

(1)Певцов было десять человек, только десять. (2)Все в одинаковых чёрных концертных костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, световых манипуляторов - просто в зале несколько приглушили свет.

(4)И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие представление, что такое капелла, мне стало страшно за певцов. (5)Молодёжь наша привыкла к электронному громогласию, а они - как безоружные солдаты на поле боя.

(6)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. (8)И все они почему-то казались похожими друг на друга. (9)Возможно, потому, что в этот час ими владела общая забота, общая готовность, единый душевный порыв.

(10)И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11)И голоса взлетели...

(12)3ал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума. (13)И в то же время воображение увлекало каждого в тот неясный, но всегда до боли желанный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грёз, тоски, укоров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути.

(14)Я не понимал и, по правде говоря, не очень и желал понимать, что происходило со мной в тот час, что приковало мои мысли, чувства с такой неотразимой силой к этим десятерым певцам, но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов, до сих пор не находивших во мне выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и прозрением, я постигал благодаря искусству этих певцов изначальную сущность музыки.

(15)Когда открытие делаешь для себя, всё в тебе согласно и наступает просветление души. (16И на той волне нахлынувшего просветления подумалось вдруг: откуда всё это в человеке - музыка, песни, молитвы, какая необходимость была и есть в них?

(17)Возможно, от подсознательного ощущения трагичности своего пребывания в круговороте жизни, когда всё приходит и всё уходит, вновь приходит и вновь уходит, и человек надеется таким способом выразить, обозначить, увековечить себя. (18)Ведь когда через миллиарды лет планета наша умрёт, померкнет, какое-то мировое сознание, пришедшее из других галактик, должно непременно услышать среди великого безмолвия и пустоты нашу музыку и пение. (19)Жить после жизни — вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! (20)Как важно осознавать, как необходимо человеку быть уверенным в том, что такое продление себя возможно в принципе. (21)Наверно, люди додумаются оставить после себя какое-то вечное автоматическое устройство, некий музыкальный вечный двигатель, — это будет антология всего лучшего в культуре человечества.

(22)Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение — всё будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы достигли наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории, начиная с первых проблесков сознания в человеке, но достичь которой нам удалось лишь в ней.

(По Ч. Айтматову)


9. Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.



10. Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

1) Манипуляторов (предложение 3) – человек, который осознанно идёт на манипуляции.
2) Единый (предложение 9) – общий для всех, объединяющий.
3) Круговороте (предложение 17) – повторяющиеся взаимосвязанные физические, химические и биологические процессы превращения и перемещения веществ в природе.
4) Вечное (предложение 20) – то, что будет существовать всегда.
5) Проблесков (предложение 22) – блеск, свет, внезапно появившийся на короткое время.



11. Определите логическую связь между предложениями 16 / 17 / 18

1) тезис / доказательство / вывод
2) общая мысль / её конкретизация / аргумент
3) тезис / аргумент / контраргумент
4) общая мысль / причина / следствие



12. Сформулируйте основную проблему, поставленную в тексте.



13. Определите по лексическому значению, о каком художественном средстве идёт речь: «Вид тропа: образное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее художественной выразительностью». Приведите три примера этого тропа: два примера из текста, а третий – собственный. Запишите эти примеры.



14. Напишите фрагмент сочинения (не более 5 предложений), подобрав из текста два примера-иллюстрации, подтверждающие тезис: «Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение — всё будет сказано в музыке».

0
Вчера, 10:02
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses