Тренировочный вариант ВПР по литературе для 10 класса

Вариант для подготовки к ВПР по литературе в 10 классе.

Часть 1

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.

Раскольников молча поднял на него своё бледное и почти грустное лицо и ничего не ответил. И странною показалась Разумихину, рядом с этим тихим и грустным лицом, нескрываемая, навязчивая, раздражительная и невежливая язвительность Порфирия.

– Ну, брат, если действительно это серьёзно, то… Ты, конечно, прав, говоря, что это не ново и похоже на всё, что мы тысячу раз читали и слышали; но что действительно оригинально во всём этом, – и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу, – это то, что всё-таки кровь по совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже… В этом, стало быть, и главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное…

– Совершенно справедливо, страшнее-с, – отозвался Порфирий.

– Нет, ты как-нибудь да увлёкся! Тут ошибка. Я прочту… Ты увлёкся! Ты не можешь так думать… Прочту.

– В статье всего этого нет, там только намёки, – проговорил Раскольников.

– Так-с, так-с, – не сиделось Порфирию, – мне почти стало ясно теперь, как вы на преступление изволите смотреть-с, но… уж извините меня за мою назойливость (беспокою уж очень вас, самому совестно!) – видите ли-с: успокоили вы меня давеча очень-с насчёт ошибочных-то случаев смешения обоих разрядов, но… меня всё тут практические разные случаи опять беспокоят! Ну как иной какой-нибудь муж али юноша вообразит, что он Ликург… – будущий, разумеется, – да и давай устранять к тому все препятствия… Предстоит, дескать, далёкий поход, а в поход деньги нужны… и начнёт добывать себе для похода… знаете?

Заметов вдруг фыркнул из своего угла. Раскольников даже глаз на него не поднял.

– Я должен согласиться, – спокойно отвечал он, – что такие случаи действительно должны быть. Глупенькие и тщеславные особенно на эту удочку попадаются, молодёжь в особенности.

– Вот видите-с. Ну так как же-с?

– Да и так же, – усмехнулся Раскольников, – не я в этом виноват. Так есть и будет всегда. Вот он (он кивнул на Разумихина) говорил сейчас, что я кровь разрешаю. Так что же? Общество ведь слишком обеспечено ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами, – чего же беспокоиться? И ищите вора!..

– Ну, а коль сыщем?

– Туда ему и дорога.

– Вы-таки логичны. Ну-с, а насчёт его совести-то?

– Да какое вам до неё дело?

– Да так уж, по гуманности-с.

– У кого есть она, тот страдай, коль сознаёт ошибку. Это и наказание ему, – опричь каторги.

– Ну а действительно-то гениальные, – нахмурясь, спросил Разумихин, – вот те-то, которым резать-то право дано, те так уж и должны не страдать совсем, даже за кровь пролитую?

– Зачем тут слово: должны? Тут нет ни позволения, ни запрещения. Пусть страдает, если жаль жертву… Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть, – прибавил он вдруг задумчиво, даже не в тон разговора.

(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

1. Как называется направление литературы второй половины XIX века, которому принадлежит произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?



2. Укажите литературный род этого произведения.



3. Как называется разговор двух и более лиц, составляющий основу приведённого фрагмента?



4. Укажите название приёма психологизма, который заключается в изображении внешнего облика и внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, переживаний: «Раскольников молча поднял на него своё бледное и почти грустное лицо и ничего не ответил.»?



5. Представьте, что Вам предстоит написать сочинение на основе предложенного фрагмента: «Почему Разумихин считает, что «разрешение крови по совести», о котором писал Раскольников в своей статье, страшнее, чем законное разрешение проливать кровь?» Соберите материал к сочинению, выполнив задание 5.

Составьте тезисный план сочинения: кратко раскройте содержание каждой композиционной части. Каждый пункт плана должен представлять собой связное развёрнутое высказывание.

1. Вступление.

2. Основная часть.

2.1. Главная идея сочинения (тезис).
2.2. Обоснование идеи (аргументация).
2.3. Иллюстрация приведённых аргументов (с опорой на фрагмент текста).

3. Заключение.




Часть 2

Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.

***

Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо, ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…

Ф.И. Тютчев

6. Выпишите из текста слово, которое означает: «полное блеска, сияния, сверкающее».



7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Б) На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
В) В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1) метонимия
2) сравнение
3) эпитет
4) аллитерация



Дайте развёрнутый ответ на задание 8. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.


8. Как с помощью пейзажа раскрывается эмоциональное состояние лирического героя?



Напишите мини-сочинение: дайте развёрнутый ответ на задание 9. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами стихотворения. Объём высказывания – не менее 70 слов.


9. Какое стихотворение, рассмотренное Вами на уроках литературы в этом учебном году или прочитанное самостоятельно, Вы бы посоветовали прочитать человеку, который интересуется природой? Почему именно это стихотворение?

0
Вчера, 09:47
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses