Теория и тренировочные задания по существительным, прилагательным и глаголам для 4 класса.Род имён существительных Мужской род | Средний род | Женский род |
ОН МОЙ | ОНО МОЁ | ОНА МОЯ |
Мальчик, пенал, карандаш | Окно, зрелище, весло | Девочка, книга, ручка |
Склонение имён существительных 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
М.р. и ж.р. с окончаниями -А, -Я | М.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -О, -Е | Ж.р. с Ь после шипящих |
Дедушка, книга, азбука | Малыш, окно, человек | Мышь, тишь, фальшь |
Падежи имён существительных Падеж | Вспомогательное слово | Вопросы |
Именительный падеж | Есть | Кто? Что? |
Родительный падеж | Нет | Кого? Чего? |
Дательный падеж | Дать | Кому? Чему? |
Винительный падеж | Вижу | Кого? Что? |
Творительный падеж | Творю | Кем? Чем? |
Предложный падеж | Думаю | О ком? О чём? |
Обратите внимание! Все признаки прилагательного определяются по существительному, к которому оно относится. Род у прилагательных не определяется во множественном числе.
Глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (что делает? что сделаешь? что делаешь? что сделаешь? что делаете? что сделаете? что делал? что сделал? что будет делать?)
Задание 9. Выпиши из предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор). Вскоре вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён существительных: вода, бобрятам, (в) стороны;
2) морфологические признаки одной из форм, например:
вода – ж. р., 1-е скл., ед. ч., им. п.;
бобрятам – м. р., 2-е скл., мн. ч., дат. п.;
в стороны – ж. р., 1-е скл., мн. ч., вин. п
Изо всех следов, которые ему дед показывал, мальчик только эти запомнил.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён существительных: следов, дед, мальчик;
2) морфологические признаки одной из форм, например:
следов – м. р., 2-е скл., мн. ч., род. п.;
дед – м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;
мальчик – м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.
Проба подтвердила: корешок богат каучуком!
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён существительных: проба, корешок, каучуком;
2) морфологические признаки одной из форм, например:
проба – ж. р., 1-е скл., ед. ч., им. п.;
корешок – м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;
каучуком – м. р., 2-е скл., ед. ч., твор. п
Плохи были бы дела у дуба с его неуклюжими плодами.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён существительных: дела, (у) дуба, (с) плодами;
2) морфологические признаки одной из форм, например:
дела – ср. р., 2-е скл., мн. ч., им. п.;
(у) дуба – м. р., 2-е скл., ед. ч., род. п.;
(с) плодами – м. р., 2-е скл., мн. ч., тв. п.
Заботливый зверёк насадил листья на иголки.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён существительных: зверёк, листья, (на) иголки;
2) морфологические признаки одной из форм, например:
зверёк – м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;
листья – м. р., 2-е скл., мн. ч., вин. п.;
(на) иголки – ж. р., 1-е скл., мн. ч., вин. п
Задание 10. Выпиши предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор). Я решил, что тихого зверька можно оставить дома, запер дверь и ушёл в дальний лес.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён прилагательных: тихого (зверька), (в) дальний (лес);
2) морфологические признаки одной из форм, например: тихого (зверька) – ед. ч., м. р., вин. п.; (в) дальний (лес) – ед. ч., м. р., вин. п.
Пришлось как-то Никише с ребятами возвращаться со станции в село прямой дорогой через зимний лес.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён прилагательных: прямой (дорогой), зимний (лес);
2) морфологические признаки одной из форм, например:
прямой (дорогой) – ед. ч., ж. р., тв. п.;
зимний (лес) – ед. ч., м. р., вин. п.
Прослышав, что ботаник ищет сагы́з – растение с клейким соком, местные жители спешили помочь ему.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён прилагательных: (с) клейким (соком), местные (жители);
2) морфологические признаки одной из форм, например:
(с) клейким (соком) – ед. ч., м. р., твор. п.;
местные (жители) – мн. ч., им. п.
Так мудрая природа дала в компанию дубу эту замечательную птицу.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён прилагательных: мудрая (природа), замечательную (птицу);
2) морфологические признаки одной из форм, например:
мудрая (природа) – ед. ч., ж. р., им. п.;
замечательную (птицу) – ед. ч., ж. р., вин. п.
Удивительный ком быстро метнулся в густой малинник и застрял между веток.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) формы имён прилагательных: удивительный (ком), (в) густой (малинник);
2) морфологические признаки одной из форм, например:
удивительный (ком) – ед. ч., м. р., им. п.;
(в) густой (малинник) – ед. ч., м. р., вин. п.
Задание 11. Выпиши из предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. После еды бобрёнок все палочки и листики подгрёб под себя и уснул.
В правильном ответе должны быть выписаны следующие формы глаголов: подгрёб, уснул.
Ребята не знают, чьи это следы, а бегают по ним: вдруг да лисицу где-то увидят или дикого козлика.
В правильном ответе должны быть выписаны следующие формы глаголов: (не) знают, бегают, увидят.
Когда Родин прибыл в далёкое селение, оказалось, что корень нашли местные мальчишки.
В правильном ответе должны быть выписаны следующие формы глаголов: прибыл, оказалось, нашли.
Садится сойка на землю, выкапывает своим крепким клювом ямку и прячет туда жёлудь.
В правильном ответе должны быть выписаны следующие формы глаголов: садится, выкапывает, прячет.
В испуге Лёшка шарахнулся назад − подумал, что перед ним змея, вот и испугался.
В правильном ответе должны быть выписаны следующие формы глаголов: шарахнулся, подумал, испугался.