Тренировочный вариант ВПР по литературному чтению для 4 класса
Вариант ВПР по литературному чтению для тренировки в 4 классе.
1. Какие жанры не относятся к устному народному творчеству?
1) былины
2) колыбельные песни
3) стихотворения
2. Прочитай отрывок.
Аты-баты
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар,
Аты-баты
Что купили?
Аты-баты
Самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
1) закличка
2) считалка
3) небылица
4) басня
3. Четвероклассники Маргарита и Кирилл после изучения басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» высказали своё мнение.
Кирилл. Я думаю, что Крылов сочувствует Стрекозе и осуждает Муравья, ведь он отказал ей в помощи.
Маргарита. Я с тобой не согласна. По-моему, Крылов осуждает Стрекозу за её легкомыслие и нежелание работать.
Кто из четвероклассников прав? Запиши свой ответ, обоснуй его. (Почему ты так считаешь?)
4. Буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки, а цифрами – книги, которые брали читатели.
А) Литературные сказки
Б) Зарубежная литература
В) Справочная литература
Г) Стихотворения о природе
1) М. Твен «Приключения Тома Сойера».
2) А.С. Пушкин «Туча».
3) В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
4) Большая энциклопедия школьника
В какой раздел следует поставить каждую книгу? Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

5. Прочитай тексты.
1) Белый медведь, которого ещё называют полярным медведем, это очень большой и сильный зверь. Белые медведи больше всех медведей и даже больше всех хищников в мире. Некоторые мальчики-медведи могут быть длиннее трёх метров и весить до 800 кг. Медведицы обычно немного меньше и легче.
2) Под горячим лучом пробудилась жизнь в одной бабочке. Серая, цветом в осиновый ствол, бабочка небольшим треугольником лежала на траве и билась червяком, а крылья не слушались.
3) Ветер — заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика.
4) Осина цветёт в апреле-мае, до распускания листьев. Растения двудомные. Соцветия – 5–8 см длиной и около 2 см толщиной, с опушённым цветоносом.
Какие тексты относятся к художественным?
Выбери верные тексты и запиши их номера.
6.1. Выбери верное утверждение о писателях и поэтах 19 века.
1) М.Ю. Лермонтов никогда не писал стихотворений о природе.
2) А.А. Фет писал стихотворения, посвящённые няне Арине Родионовне.
3) Л.Н. Толстой создавал потрясающие басни о животных. Самая известная — «Слон и Моська».
4) А.С. Пушкин учился в Царскосельском лицее, где познакомился с И.И. Пущиным. Впоследствии он посвятил ему стихотворение.
6.2 Запишите по одному названию произведений М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета.
7. В какой стихотворной строке содержится эпитет?
1) Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
(А.С. Пушкин «Зимнее утро»)
2) Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
(С.А. Есенин «С добрым утром!»)
3) И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…
(Ф.И. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет...»)
4) Над головою — небо в бледных звёздах,
Под хвоей — сумрак, мягкий и густой.
(И.А. Бунин «Светляк»)
Прочитай тексты 1 и 2 и выполни задания 8–14.
Текст 1
Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 года. Она училась на актёрском факультете в Киевском институте, но не завершила обучение и переехала вместе с семьёй в Москву.
В 21 год Валентина Александровна устроилась работать воспитательницей в учреждение для беспризорных детей. Там она сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с воспитанниками.
В 1937 году она написала первый свой рассказ «Гришка», а уже через три года вышла её книга «Рыжий кот».
Текст 2
Синие листья
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
8. На основе прочитанных текстов определи, верны ли следующие утверждения.
А) Валентина Александровна Осеева писала для детей, и её рассказ «Синие листья» посвящён взаимоотношениям двух школьниц.
Б) Рассказ «Синие листья» учит быть щедрым и бескорыстно помогать своим друзьям. Писательница осуждает жадность Кати.
1) верно только утверждение А
2) верно только утверждение Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны
9. Прочитай предложения и определи последовательность событий в соответствии с содержанием текста 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
1. У Кати было два зелёных карандаша.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш.
На уроке учитель спрашивает: — Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
Приходят на другой день обе девочки в школу.
10. Какие выражения использует автор, чтобы подчеркнуть нежелание Кати делиться карандашом?
1) вздохнула
2) удивилась, побежала
3) брови хмурит
4) покраснела как рак
5) лицо недовольное сделала
Выбери верные выражения и запиши в строку ответа их номера.
11. На основе содержания текстов установи соответствие между выделенным словом в словосочетании и его значением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
Словосочетания
А) не нажимай крепко
Б) лицо недовольное
В) брови хмурит
Значения слов
1) сердитое, раздражённое выражение
2) очень, с большой силой
3) испытывающее чувство горечи, уныния
4) угрюмо, сурово морщиться под влиянием плохого настроения
12. Почему Лена не взяла карандаш у Кати?
1) Лена купила новый зелёный карандаш, пока Катя спрашивала разрешения у мамы и брата.
2) Лена уже нарисовала синие листья, поэтому зелёный карандаш оказался не нужен.
3) Лена захотела подставить Катю перед учителем.
4) Лена поняла, что на самом деле Катя не хочет делиться с ней карандашом, ведь «надо так давать, чтобы можно было взять».
13. Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Синие листья»?
1) На просьбу Лены поделиться синим карандашом, Катя не ответила отказом, пообещав спросить разрешения у мамы.
2) Мама и брат Кати разрешили дать однокласснице карандаш.
3) Кате не хотелось делиться с Леной карандашом.
4) Лена сказала учителю, что Катя не поделилась с ней карандашом.
5) Катя извинилась перед Леной.
14. Почему Катя покраснела как рак перед учителем? Запиши своё мнение, обоснуй его (почему ты так считаешь?), опираясь на содержание текста 2.
1. Какие жанры не относятся к устному народному творчеству?
1) былины
2) колыбельные песни
3) стихотворения
2. Прочитай отрывок.
Аты-баты
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар,
Аты-баты
Что купили?
Аты-баты
Самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
1) закличка
2) считалка
3) небылица
4) басня
3. Четвероклассники Маргарита и Кирилл после изучения басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» высказали своё мнение.
Кирилл. Я думаю, что Крылов сочувствует Стрекозе и осуждает Муравья, ведь он отказал ей в помощи.
Маргарита. Я с тобой не согласна. По-моему, Крылов осуждает Стрекозу за её легкомыслие и нежелание работать.
Кто из четвероклассников прав? Запиши свой ответ, обоснуй его. (Почему ты так считаешь?)
4. Буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки, а цифрами – книги, которые брали читатели.
А) Литературные сказки
Б) Зарубежная литература
В) Справочная литература
Г) Стихотворения о природе
1) М. Твен «Приключения Тома Сойера».
2) А.С. Пушкин «Туча».
3) В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
4) Большая энциклопедия школьника
В какой раздел следует поставить каждую книгу? Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

5. Прочитай тексты.
1) Белый медведь, которого ещё называют полярным медведем, это очень большой и сильный зверь. Белые медведи больше всех медведей и даже больше всех хищников в мире. Некоторые мальчики-медведи могут быть длиннее трёх метров и весить до 800 кг. Медведицы обычно немного меньше и легче.
2) Под горячим лучом пробудилась жизнь в одной бабочке. Серая, цветом в осиновый ствол, бабочка небольшим треугольником лежала на траве и билась червяком, а крылья не слушались.
3) Ветер — заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика.
4) Осина цветёт в апреле-мае, до распускания листьев. Растения двудомные. Соцветия – 5–8 см длиной и около 2 см толщиной, с опушённым цветоносом.
Какие тексты относятся к художественным?
Выбери верные тексты и запиши их номера.
6.1. Выбери верное утверждение о писателях и поэтах 19 века.
1) М.Ю. Лермонтов никогда не писал стихотворений о природе.
2) А.А. Фет писал стихотворения, посвящённые няне Арине Родионовне.
3) Л.Н. Толстой создавал потрясающие басни о животных. Самая известная — «Слон и Моська».
4) А.С. Пушкин учился в Царскосельском лицее, где познакомился с И.И. Пущиным. Впоследствии он посвятил ему стихотворение.
6.2 Запишите по одному названию произведений М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета.
7. В какой стихотворной строке содержится эпитет?
1) Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
(А.С. Пушкин «Зимнее утро»)
2) Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
(С.А. Есенин «С добрым утром!»)
3) И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…
(Ф.И. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет...»)
4) Над головою — небо в бледных звёздах,
Под хвоей — сумрак, мягкий и густой.
(И.А. Бунин «Светляк»)
Прочитай тексты 1 и 2 и выполни задания 8–14.
Текст 1
Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 года. Она училась на актёрском факультете в Киевском институте, но не завершила обучение и переехала вместе с семьёй в Москву.
В 21 год Валентина Александровна устроилась работать воспитательницей в учреждение для беспризорных детей. Там она сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с воспитанниками.
В 1937 году она написала первый свой рассказ «Гришка», а уже через три года вышла её книга «Рыжий кот».
Текст 2
Синие листья
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
8. На основе прочитанных текстов определи, верны ли следующие утверждения.
А) Валентина Александровна Осеева писала для детей, и её рассказ «Синие листья» посвящён взаимоотношениям двух школьниц.
Б) Рассказ «Синие листья» учит быть щедрым и бескорыстно помогать своим друзьям. Писательница осуждает жадность Кати.
1) верно только утверждение А
2) верно только утверждение Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны
9. Прочитай предложения и определи последовательность событий в соответствии с содержанием текста 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
1. У Кати было два зелёных карандаша.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш.
На уроке учитель спрашивает: — Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
Приходят на другой день обе девочки в школу.
10. Какие выражения использует автор, чтобы подчеркнуть нежелание Кати делиться карандашом?
1) вздохнула
2) удивилась, побежала
3) брови хмурит
4) покраснела как рак
5) лицо недовольное сделала
Выбери верные выражения и запиши в строку ответа их номера.
11. На основе содержания текстов установи соответствие между выделенным словом в словосочетании и его значением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
Словосочетания
А) не нажимай крепко
Б) лицо недовольное
В) брови хмурит
Значения слов
1) сердитое, раздражённое выражение
2) очень, с большой силой
3) испытывающее чувство горечи, уныния
4) угрюмо, сурово морщиться под влиянием плохого настроения
12. Почему Лена не взяла карандаш у Кати?
1) Лена купила новый зелёный карандаш, пока Катя спрашивала разрешения у мамы и брата.
2) Лена уже нарисовала синие листья, поэтому зелёный карандаш оказался не нужен.
3) Лена захотела подставить Катю перед учителем.
4) Лена поняла, что на самом деле Катя не хочет делиться с ней карандашом, ведь «надо так давать, чтобы можно было взять».
13. Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Синие листья»?
1) На просьбу Лены поделиться синим карандашом, Катя не ответила отказом, пообещав спросить разрешения у мамы.
2) Мама и брат Кати разрешили дать однокласснице карандаш.
3) Кате не хотелось делиться с Леной карандашом.
4) Лена сказала учителю, что Катя не поделилась с ней карандашом.
5) Катя извинилась перед Леной.
14. Почему Катя покраснела как рак перед учителем? Запиши своё мнение, обоснуй его (почему ты так считаешь?), опираясь на содержание текста 2.
Вчера, 12:27