Вариант ВПР по литературному чтению
Тренировочный вариант для подготовки к ВПР по литературному чтению в 4 классе.
1. К какому виду относится сказка «Каша из топора»?
1) волшебная сказка
2) сказка о животных
3) бытовая сказка
2. Прочитай отрывок.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
1) басня
2) былина
3) стихотворение
4) рассказ
3. Четвероклассники Милана и Андрей после изучения произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера» высказали своё мнение.
Милана. Я думаю, что Марк Твен призывает ребят радоваться жизни и быть такими же озорниками, как Том Сойер.
Андрей. А мне кажется, что в книге, напротив, показано превращение Тома Сойера из озорника в честного и справедливого человека.
Кто из четвероклассников прав? Запиши свой ответ, обоснуй его. (Почему ты так считаешь?)
4. Буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки, а цифрами – книги, которые брали читатели.
А) Летописи
Б) Пьесы
В) Малые жанры фольклора
Г) Зарубежная литература
1) Х.К. Андерсен «Снежная королева».
2) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
3) «Повесть временных лет»
4) «Большая книга загадок»
В какой раздел следует поставить каждую книгу? Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

5. Прочитай тексты.
1) Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.
2) Для леса характерно наличие множества деревьев, расположенных на каких-либо территориях земной поверхности и представляющих собой ландшафты или их части. Деревья должны располагаться достаточно плотно и влиять друг на друга.
3) Так пришли мы к полянке с такими березами и обрушили довольно высокую березу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла.
4) Как одна из главнейших составных частей биосферы, леса существенно влияют на формирование климата и погоды отдельных географических зон и районов, регулируя циркуляцию атмосферного тепла и влаги.
Какие тексты относятся к научно-познавательным?
Выбери верные тексты и запиши их номера.
6.1. Выбери верное утверждение о писателях и поэтах.
1) Александр Иванович Куприн написал рассказ «Белый пудель».
2) Николай Иванович Сладков — автор произведения «Корзина с еловыми шишками».
3) Самуил Яковлевич Маршак никогда не занимался переводами.
4) Наибольшую популярность Михаилу Михайловичу Зощенко принесли его трагедии и драмы.
6.2 Запишите по одному названию произведений Н.И. Сладкова и С.Я. Маршака.
7. В какой стихотворной строке содержится сравнение?
1) Черемуха душистая
С весною расцвела.
С.А. Есенин
2) Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
А.С. Пушкин
3) Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Ф.И. Тютчев
4) И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
А.А. Фет
Прочитай тексты 1 и 2 и выполни задания 8–14.
Текст 1
Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в Орловской губернии. Учился будущий писатель сначала в деревенской школе, затем перевёлся в Елецкую гимназию, а после — в реальное училище. После завершения обучения Михаил Пришвин работал агрономом и писал статьи для сельскохозяйственного журнала.
В 1906 году был опубликован его первый рассказ «Сашок», а через год вышла и книга «В краю непуганых птиц» о быте и традициях народов севера.
Текст 2
Дедушкин валенок
Хорошо помню – дед Михей в своих валенках проходил лет десять. А сколько лет в них он до меня ходил, сказать не могу. Поглядит бывало себе на ноги и скажет:
– Валенки опять проходились, надо подшить.
И принесет с базара кусок войлока, вырежет из него подошву, подошьет – и опять валенки идут, как новенькие.
Так много лет прошло, и стал я думать, что на свете все имеет конец, все умирает и только одни дедушкины валенки вечные.
Случилось, у деда началась сильная ломота в ногах. Никогда дед у нас не хворал, а тут стал жаловаться, позвал даже фельдшера.
– Это у тебя от холодной воды, – сказал фельдшер, – тебе надо бросить рыбу ловить.
– Я только и живу рыбой, – ответил дед, – ногу в воде мне нельзя не мочить.
– Нельзя не мочить, – посоветовал фельдшер, – надевай, когда в воду лезешь, валенки.
Этот совет вышел деду на пользу: ломота в ногах прошла. Но только после дед избаловался, в реку стал лазить только в валенках и, конечно, тер их беспощадно о придонные камешки. Сильно подались от этого валенки, и не только в подошвах, а и выше, на месте изгиба подошвы, показались трещинки.
«Верно, это правда, – подумал я, – что всему на свете конец бывает, – не могут и валенки деду служить без конца: валенкам приходит конец».
Люди стали деду указывать на валенки:
– Пора, дед, валенкам твоим дать покой, пора их отдать воронам на гнезда.
Не тут-то было! Дед Михей, чтобы снег в трещинки не забивался, окунул валенки в воду – и на мороз. Конечно, на морозе вода в трещинках валенка замерзла и лед заделал трещинки. А дед после того валенки еще раз окунул в воду, и весь валенок от этого покрылся льдом. Вот какие валенки после этого стали теплые и прочные: мне самому в дедушкиных валенках приходилось незамерзающее болото зимой переходить, и хоть бы что.
И я опять вернулся к той мысли, что, пожалуй, дедушкиным валенкам никогда и не будет конца.
Но, случилось, однажды дед наш захворал. Когда пришлось ему по нужде выйти, надел в сенях валенки, а когда вернулся, забыл их снять в сенях и оставить на холоду. Так в этих обледенелых валенках и залез на горячую печку.
Не то, конечно, беда, что вода от растаявших валенок с печки натекла в ведро с молоком, – это что! А вот беда, что валенки бессмертные в этот раз кончились. Да иначе и быть не могло. Если налить в бутылку воды и поставить на мороз, вода обратится в лед, льду будет тесно, и бутылку он разорвет. Так и этот лед в трещинках валенка, конечно, шерсть везде разрыхлил и порвал, и когда все растаяло, все стало трухой.
Наш упрямый дед, как только поправился, попробовал валенки еще раз заморозить и походил даже немного, но вскоре весна пришла, валенки в сенцах растаяли и вдруг расползлись.
– Верно, правда, – сказал дед в сердцах, – пришла пора отдыхать в вороньих гнездах.
И в сердцах швырнул валенок с высокого берега в репейники, где я в то время ловил щеглов и разных птичек.
– Почему же валенки только воронам? – сказал я. – Всякая птичка весною тащит в гнездо шерстинку, пушинку, соломинку.
Я спросил об этом деда как раз в то время, как он замахнулся было вторым валенком.
– Всяким птичкам, – согласился дед, – нужна шерсть на гнездо, и зверькам всяким, мышкам, белочкам, всем это нужно, для всех полезная вещь.
И тут вспомнил дед про нашего охотника, что давно ему охотник напоминал о валенках, – пора, мол, их отдать ему на пыжи. И второй валенок не стал швырять и велел мне отнести его охотнику.
Тут вскоре началась птичья пора.
Вниз к реке на репейники полетели всякие весенние птички и, поклевывая головки репейников, обратили свое внимание на валенок. Каждая птичка его заметила, и когда пришла пора вить гнезда, с утра до ночи стали разбирать на клочки дедушкин валенок. За одну какую-то неделю весь валенок по клочку растащили птички на гнезда, устроились, сели на яйца и высиживали, а самцы пели. На тепле валенка вывелись и выросли птички и, когда стало холодно, тучами улетели в теплые края. Весною они опять вернутся, и многие в дуплах своих, в старых гнездах найдут опять остатки дедушкина валенка. Те же гнездышки, что на земле были сделаны и на кустах, тоже не пропадут; с кустов все лягут на землю, а на земле их мышки найдут и растащат остатки валенка на свои подземные гнезда.
Много в моей жизни походил я по лесам, и когда приходилось найти птичье гнездышко с подстилом из войлока, думал, как маленький:
«Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечные».
8. На основе прочитанных текстов определи, верны ли следующие утверждения.
А) Михаил Михайлович Пришвин начинал со статей для сельскохозяйственного журнала.
Б) Валенки из произведения М.М. Пришвина сослужили рассказчику в будущем хорошую службу.
1) верно только утверждение А
2) верно только утверждение Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны
9. Прочитай предложения и определи последовательность событий в соответствии с содержанием текста 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
«Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечные».
Случилось, у деда началась сильная ломота в ногах.
1. – Валенки опять проходились, надо подшить.
Тут вскоре началась птичья пора.
И второй валенок не стал швырять и велел мне отнести его охотнику.
– Пора, дед, валенкам твоим дать покой, пора их отдать воронам на гнезда.
10. Какие выражения использует автор, чтобы подчеркнуть привязанность деда к валенкам?
1) принесет с базара кусок войлока, вырежет из него подошву, подошьет
2) началась сильная ломота в ногах
3) в реку стал лазить только в валенках
4) валенки после этого стали теплые и прочные
5) упрямый дед, как только поправился, попробовал валенки еще раз заморозить
11. На основе содержания текстов установи соответствие между выделенным словом в словосочетании и его значением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
Словосочетания
А) обледенелых валенках
Б) упрямый дед
В) вечные валенки
Значения слов
1) грубый, невежественный
2) покрывшийся льдом
3) не перестающий существовать никогда
4) упорный, настойчивый
12. Почему дедушка отдал валенки птицам?
1) Валенки стали слишком тесными.
2) Валенки пришли в непригодный вид.
3) Дедушке хотелось сделать какое-нибудь доброе дело.
4) Дедушку попросили родственники.
13. Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Дедушкин валенок»?
1) Дедушка занимался рыбной ловлей.
2) Дедушка не очень любил птиц и зверей.
3) Дедушка оба валенка отдал птицам.
4) Внук пришёл к выводу, что «только одни дедушкины валенки вечные».
5) Охотник забрал у дедушки валенки.
14. Почему рассказчик назвал валенки дедушки «вечными»? Запиши своё мнение, обоснуй его (почему ты так считаешь?), опираясь на содержание текста 2.
1. К какому виду относится сказка «Каша из топора»?
1) волшебная сказка
2) сказка о животных
3) бытовая сказка
2. Прочитай отрывок.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
1) басня
2) былина
3) стихотворение
4) рассказ
3. Четвероклассники Милана и Андрей после изучения произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера» высказали своё мнение.
Милана. Я думаю, что Марк Твен призывает ребят радоваться жизни и быть такими же озорниками, как Том Сойер.
Андрей. А мне кажется, что в книге, напротив, показано превращение Тома Сойера из озорника в честного и справедливого человека.
Кто из четвероклассников прав? Запиши свой ответ, обоснуй его. (Почему ты так считаешь?)
4. Буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки, а цифрами – книги, которые брали читатели.
А) Летописи
Б) Пьесы
В) Малые жанры фольклора
Г) Зарубежная литература
1) Х.К. Андерсен «Снежная королева».
2) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
3) «Повесть временных лет»
4) «Большая книга загадок»
В какой раздел следует поставить каждую книгу? Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.

5. Прочитай тексты.
1) Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.
2) Для леса характерно наличие множества деревьев, расположенных на каких-либо территориях земной поверхности и представляющих собой ландшафты или их части. Деревья должны располагаться достаточно плотно и влиять друг на друга.
3) Так пришли мы к полянке с такими березами и обрушили довольно высокую березу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла.
4) Как одна из главнейших составных частей биосферы, леса существенно влияют на формирование климата и погоды отдельных географических зон и районов, регулируя циркуляцию атмосферного тепла и влаги.
Какие тексты относятся к научно-познавательным?
Выбери верные тексты и запиши их номера.
6.1. Выбери верное утверждение о писателях и поэтах.
1) Александр Иванович Куприн написал рассказ «Белый пудель».
2) Николай Иванович Сладков — автор произведения «Корзина с еловыми шишками».
3) Самуил Яковлевич Маршак никогда не занимался переводами.
4) Наибольшую популярность Михаилу Михайловичу Зощенко принесли его трагедии и драмы.
6.2 Запишите по одному названию произведений Н.И. Сладкова и С.Я. Маршака.
7. В какой стихотворной строке содержится сравнение?
1) Черемуха душистая
С весною расцвела.
С.А. Есенин
2) Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
А.С. Пушкин
3) Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Ф.И. Тютчев
4) И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
А.А. Фет
Прочитай тексты 1 и 2 и выполни задания 8–14.
Текст 1
Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в Орловской губернии. Учился будущий писатель сначала в деревенской школе, затем перевёлся в Елецкую гимназию, а после — в реальное училище. После завершения обучения Михаил Пришвин работал агрономом и писал статьи для сельскохозяйственного журнала.
В 1906 году был опубликован его первый рассказ «Сашок», а через год вышла и книга «В краю непуганых птиц» о быте и традициях народов севера.
Текст 2
Дедушкин валенок
Хорошо помню – дед Михей в своих валенках проходил лет десять. А сколько лет в них он до меня ходил, сказать не могу. Поглядит бывало себе на ноги и скажет:
– Валенки опять проходились, надо подшить.
И принесет с базара кусок войлока, вырежет из него подошву, подошьет – и опять валенки идут, как новенькие.
Так много лет прошло, и стал я думать, что на свете все имеет конец, все умирает и только одни дедушкины валенки вечные.
Случилось, у деда началась сильная ломота в ногах. Никогда дед у нас не хворал, а тут стал жаловаться, позвал даже фельдшера.
– Это у тебя от холодной воды, – сказал фельдшер, – тебе надо бросить рыбу ловить.
– Я только и живу рыбой, – ответил дед, – ногу в воде мне нельзя не мочить.
– Нельзя не мочить, – посоветовал фельдшер, – надевай, когда в воду лезешь, валенки.
Этот совет вышел деду на пользу: ломота в ногах прошла. Но только после дед избаловался, в реку стал лазить только в валенках и, конечно, тер их беспощадно о придонные камешки. Сильно подались от этого валенки, и не только в подошвах, а и выше, на месте изгиба подошвы, показались трещинки.
«Верно, это правда, – подумал я, – что всему на свете конец бывает, – не могут и валенки деду служить без конца: валенкам приходит конец».
Люди стали деду указывать на валенки:
– Пора, дед, валенкам твоим дать покой, пора их отдать воронам на гнезда.
Не тут-то было! Дед Михей, чтобы снег в трещинки не забивался, окунул валенки в воду – и на мороз. Конечно, на морозе вода в трещинках валенка замерзла и лед заделал трещинки. А дед после того валенки еще раз окунул в воду, и весь валенок от этого покрылся льдом. Вот какие валенки после этого стали теплые и прочные: мне самому в дедушкиных валенках приходилось незамерзающее болото зимой переходить, и хоть бы что.
И я опять вернулся к той мысли, что, пожалуй, дедушкиным валенкам никогда и не будет конца.
Но, случилось, однажды дед наш захворал. Когда пришлось ему по нужде выйти, надел в сенях валенки, а когда вернулся, забыл их снять в сенях и оставить на холоду. Так в этих обледенелых валенках и залез на горячую печку.
Не то, конечно, беда, что вода от растаявших валенок с печки натекла в ведро с молоком, – это что! А вот беда, что валенки бессмертные в этот раз кончились. Да иначе и быть не могло. Если налить в бутылку воды и поставить на мороз, вода обратится в лед, льду будет тесно, и бутылку он разорвет. Так и этот лед в трещинках валенка, конечно, шерсть везде разрыхлил и порвал, и когда все растаяло, все стало трухой.
Наш упрямый дед, как только поправился, попробовал валенки еще раз заморозить и походил даже немного, но вскоре весна пришла, валенки в сенцах растаяли и вдруг расползлись.
– Верно, правда, – сказал дед в сердцах, – пришла пора отдыхать в вороньих гнездах.
И в сердцах швырнул валенок с высокого берега в репейники, где я в то время ловил щеглов и разных птичек.
– Почему же валенки только воронам? – сказал я. – Всякая птичка весною тащит в гнездо шерстинку, пушинку, соломинку.
Я спросил об этом деда как раз в то время, как он замахнулся было вторым валенком.
– Всяким птичкам, – согласился дед, – нужна шерсть на гнездо, и зверькам всяким, мышкам, белочкам, всем это нужно, для всех полезная вещь.
И тут вспомнил дед про нашего охотника, что давно ему охотник напоминал о валенках, – пора, мол, их отдать ему на пыжи. И второй валенок не стал швырять и велел мне отнести его охотнику.
Тут вскоре началась птичья пора.
Вниз к реке на репейники полетели всякие весенние птички и, поклевывая головки репейников, обратили свое внимание на валенок. Каждая птичка его заметила, и когда пришла пора вить гнезда, с утра до ночи стали разбирать на клочки дедушкин валенок. За одну какую-то неделю весь валенок по клочку растащили птички на гнезда, устроились, сели на яйца и высиживали, а самцы пели. На тепле валенка вывелись и выросли птички и, когда стало холодно, тучами улетели в теплые края. Весною они опять вернутся, и многие в дуплах своих, в старых гнездах найдут опять остатки дедушкина валенка. Те же гнездышки, что на земле были сделаны и на кустах, тоже не пропадут; с кустов все лягут на землю, а на земле их мышки найдут и растащат остатки валенка на свои подземные гнезда.
Много в моей жизни походил я по лесам, и когда приходилось найти птичье гнездышко с подстилом из войлока, думал, как маленький:
«Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечные».
8. На основе прочитанных текстов определи, верны ли следующие утверждения.
А) Михаил Михайлович Пришвин начинал со статей для сельскохозяйственного журнала.
Б) Валенки из произведения М.М. Пришвина сослужили рассказчику в будущем хорошую службу.
1) верно только утверждение А
2) верно только утверждение Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны
9. Прочитай предложения и определи последовательность событий в соответствии с содержанием текста 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
«Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечные».
Случилось, у деда началась сильная ломота в ногах.
1. – Валенки опять проходились, надо подшить.
Тут вскоре началась птичья пора.
И второй валенок не стал швырять и велел мне отнести его охотнику.
– Пора, дед, валенкам твоим дать покой, пора их отдать воронам на гнезда.
10. Какие выражения использует автор, чтобы подчеркнуть привязанность деда к валенкам?
1) принесет с базара кусок войлока, вырежет из него подошву, подошьет
2) началась сильная ломота в ногах
3) в реку стал лазить только в валенках
4) валенки после этого стали теплые и прочные
5) упрямый дед, как только поправился, попробовал валенки еще раз заморозить
11. На основе содержания текстов установи соответствие между выделенным словом в словосочетании и его значением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
Словосочетания
А) обледенелых валенках
Б) упрямый дед
В) вечные валенки
Значения слов
1) грубый, невежественный
2) покрывшийся льдом
3) не перестающий существовать никогда
4) упорный, настойчивый
12. Почему дедушка отдал валенки птицам?
1) Валенки стали слишком тесными.
2) Валенки пришли в непригодный вид.
3) Дедушке хотелось сделать какое-нибудь доброе дело.
4) Дедушку попросили родственники.
13. Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Дедушкин валенок»?
1) Дедушка занимался рыбной ловлей.
2) Дедушка не очень любил птиц и зверей.
3) Дедушка оба валенка отдал птицам.
4) Внук пришёл к выводу, что «только одни дедушкины валенки вечные».
5) Охотник забрал у дедушки валенки.
14. Почему рассказчик назвал валенки дедушки «вечными»? Запиши своё мнение, обоснуй его (почему ты так считаешь?), опираясь на содержание текста 2.
Вчера, 11:10