Вариант ВПР по русскому языку. 5 класс
Полный вариант ВПР.
Задание 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной(1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. .
Ещё спят в св..их тёплых(3) норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают(2) в б..рлогах р..дившиеся з..мой м..двежата.
Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к).(4)
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Задание 3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
балованный, включит, добыча, донельзя
Задание 4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.
Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1. По словам папы у Димы хорошая память.
2. Девочка робко произнесла я не поняла вашего вопроса.
3. Нина Ивановна объявила что сейчас у нас будет конкурс чтецов.
4. Почему ты так плохо выучил стихотворение?
Задание 6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1. Нам уже рассказали обо всём во всех подробностях.
2. Мы остановились и огляделись по сторонам.
3. Пойди Степан во двор и принеси ведро воды.
4. Какой-то зверёк быстро и тихо прошмыгнул под ногами.
Задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1. Внезапно выглянуло солнышко и осветило поляну.
2. Заря пылала в полнеба и отгоняла ночную тьму.
3. Мне пришлось согласиться с отцом и сесть в машину.
4. У бабушки заболела голова и я пошёл за таблетками на кухню.
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Большинство людей, хотя и не все, но знают о жизни Робинзона Крузо. (2)Интересно, что Даниель Дефо описал реальную историю.
(3)Когда моряку из Шотландии Александру Селкирку исполнилось 19 лет, он покинул своих родных и попал в команду корабля «CinquePorts», который в Тихом океане в 1903 году участвовал в корсарском рейде эскадры пирата Дампира.(4) К Александру хорошо относились, поэтому назначили помощником капитана. (5)А главенство на судне после смерти первого капитана взял Томас Страдлинг. (6)Он был довольно жестким человеком и плохо относился ко всем, в том числе и к Селкирку. (7)Александру было слишком тяжело находиться на судне, которое отправилось ближе к Чили, к архипелагу Хуан-Фернандес. (8)В это время он принял осознанное решение уйти с судна и остаться на одном из островов.(9) Александр надеялся, что англичане или французы заберут его рано или поздно, поэтому прихватил с собой только то, тот считал нужным: нож, топор, пули, порох, навигационные приборы и одеяло.
(10)Одиночество на острове не сломило Селкирка.(11) А его аналитический ум помог выжить ему среди дикой природы. (12)Он соорудил для себя жилище, научился добывать себе еду, приручил диких коз.
(13)Так длилось долгое время.(14) В ожидании хоть какого-нибудь судна ему пришлось жить в одиночестве, делая разные вещи, нужные для существования. (15) Однажды он увидел судно, это была экспедиция Вудса Роджерса, которая любезно забрала Александра. (16)Вид у него был, конечно, одичавший: длинные волосы, отросшая борода, одежда из шкур коз. (17)Он забыл человеческую речь, которая восстановилась через некоторое время. (18)Дефо по рассказам очевидца Роджерса и написал роман, который известен до сих пор. (19)Остров, на котором прожил Селкирс, до сегодняшнего дня называют островом Робинзона Крузо,туда приезжает множество любопытных туристов.
Задание 9
Какой факт, по мнению автора текста, объясняет то , что Селкирку удалось выжить среди дикой природы в полном одиночестве? Запишите ответ.
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-4? Запишите ответ.
Задание 11
В предложениях 8-9 найдите слово со значением «верить в лучшее». Выпишите это слово.
Задание 12
В предложениях 5-7 найдите синоним к слову к слову «добрый» и выпишите его.
Ответы:
1) ЧУдеСНы лунные мартовские ночи! СказоЧНым кажЕтся нОчной(1) лес. Иные, нОчные, слышАтся звуки и гОлОса. Гугукнула сова, и отОзвались ей где-то дАлеко другие невИдимки-совы. Пискнув тихонько, лЕсная мышЬ, пробЕжала по снегу, скрылась под пнём в сугробЕ . Опушкой леса пробЕжала остОрожная лИсица. В светлОЙ ночи выходЯт кОрмитЬся на пОля зайцЫ.
Ещё спят в свОих тёплых(3) норах и бЕрлогах бАрсуки и мЕдведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпаЕтся мЕдведь. ПодрАстают(2) в бЕрлогах рОдившиеся зИмой мЕдвежата.
Настоящая вЕсна приходИт в сЕрЕдинЕ марта. РадосТно, по-вЕсеннему чИрикают воробЬи. На лЕсных трОпинках проваливаЕтся под нОгами снеГ.(4)
2)
3) балОванный, включИт, добЫча, донЕльзя
4)
5) Девочка робко произнесла: «Я не поняла вашего вопроса». А: «П».
6) Пойди, Степан, во двор и принеси ведро воды. (Обращения выделяются запятыми)
7) У бабушки заболела голова и я пошёл за таблетками на кухню. (Запятая ставится между простыми предложениями в составе сложного).
8) Даниэль Дэфо описал реальную ситуацию.
9) Аналитический ум помог выжить ему среди дикой природы.
10) повествование
11) надеялся
12) жесткий.
Другие варианты для подготовки к ВПР по русскому языку вы можете найти здесь.
Задание 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной(1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. .
Ещё спят в св..их тёплых(3) норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают(2) в б..рлогах р..дившиеся з..мой м..двежата.
Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к).(4)
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Задание 3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
балованный, включит, добыча, донельзя
Задание 4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.
Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1. По словам папы у Димы хорошая память.
2. Девочка робко произнесла я не поняла вашего вопроса.
3. Нина Ивановна объявила что сейчас у нас будет конкурс чтецов.
4. Почему ты так плохо выучил стихотворение?
Задание 6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1. Нам уже рассказали обо всём во всех подробностях.
2. Мы остановились и огляделись по сторонам.
3. Пойди Степан во двор и принеси ведро воды.
4. Какой-то зверёк быстро и тихо прошмыгнул под ногами.
Задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1. Внезапно выглянуло солнышко и осветило поляну.
2. Заря пылала в полнеба и отгоняла ночную тьму.
3. Мне пришлось согласиться с отцом и сесть в машину.
4. У бабушки заболела голова и я пошёл за таблетками на кухню.
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Большинство людей, хотя и не все, но знают о жизни Робинзона Крузо. (2)Интересно, что Даниель Дефо описал реальную историю.
(3)Когда моряку из Шотландии Александру Селкирку исполнилось 19 лет, он покинул своих родных и попал в команду корабля «CinquePorts», который в Тихом океане в 1903 году участвовал в корсарском рейде эскадры пирата Дампира.(4) К Александру хорошо относились, поэтому назначили помощником капитана. (5)А главенство на судне после смерти первого капитана взял Томас Страдлинг. (6)Он был довольно жестким человеком и плохо относился ко всем, в том числе и к Селкирку. (7)Александру было слишком тяжело находиться на судне, которое отправилось ближе к Чили, к архипелагу Хуан-Фернандес. (8)В это время он принял осознанное решение уйти с судна и остаться на одном из островов.(9) Александр надеялся, что англичане или французы заберут его рано или поздно, поэтому прихватил с собой только то, тот считал нужным: нож, топор, пули, порох, навигационные приборы и одеяло.
(10)Одиночество на острове не сломило Селкирка.(11) А его аналитический ум помог выжить ему среди дикой природы. (12)Он соорудил для себя жилище, научился добывать себе еду, приручил диких коз.
(13)Так длилось долгое время.(14) В ожидании хоть какого-нибудь судна ему пришлось жить в одиночестве, делая разные вещи, нужные для существования. (15) Однажды он увидел судно, это была экспедиция Вудса Роджерса, которая любезно забрала Александра. (16)Вид у него был, конечно, одичавший: длинные волосы, отросшая борода, одежда из шкур коз. (17)Он забыл человеческую речь, которая восстановилась через некоторое время. (18)Дефо по рассказам очевидца Роджерса и написал роман, который известен до сих пор. (19)Остров, на котором прожил Селкирс, до сегодняшнего дня называют островом Робинзона Крузо,туда приезжает множество любопытных туристов.
Задание 9
Какой факт, по мнению автора текста, объясняет то , что Селкирку удалось выжить среди дикой природы в полном одиночестве? Запишите ответ.
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-4? Запишите ответ.
Задание 11
В предложениях 8-9 найдите слово со значением «верить в лучшее». Выпишите это слово.
Задание 12
В предложениях 5-7 найдите синоним к слову к слову «добрый» и выпишите его.
Ответы:
1) ЧУдеСНы лунные мартовские ночи! СказоЧНым кажЕтся нОчной(1) лес. Иные, нОчные, слышАтся звуки и гОлОса. Гугукнула сова, и отОзвались ей где-то дАлеко другие невИдимки-совы. Пискнув тихонько, лЕсная мышЬ, пробЕжала по снегу, скрылась под пнём в сугробЕ . Опушкой леса пробЕжала остОрожная лИсица. В светлОЙ ночи выходЯт кОрмитЬся на пОля зайцЫ.
Ещё спят в свОих тёплых(3) норах и бЕрлогах бАрсуки и мЕдведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпаЕтся мЕдведь. ПодрАстают(2) в бЕрлогах рОдившиеся зИмой мЕдвежата.
Настоящая вЕсна приходИт в сЕрЕдинЕ марта. РадосТно, по-вЕсеннему чИрикают воробЬи. На лЕсных трОпинках проваливаЕтся под нОгами снеГ.(4)
2)
3) балОванный, включИт, добЫча, донЕльзя
4)
5) Девочка робко произнесла: «Я не поняла вашего вопроса». А: «П».
6) Пойди, Степан, во двор и принеси ведро воды. (Обращения выделяются запятыми)
7) У бабушки заболела голова и я пошёл за таблетками на кухню. (Запятая ставится между простыми предложениями в составе сложного).
8) Даниэль Дэфо описал реальную ситуацию.
9) Аналитический ум помог выжить ему среди дикой природы.
10) повествование
11) надеялся
12) жесткий.
Другие варианты для подготовки к ВПР по русскому языку вы можете найти здесь.
1 сентября 2019