Итоговый тест по русскому языку в 5 классе
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками, словарями, иными справочными материалами.
Часть I
а. Определите тип речи.
На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.
1) Повествование.
2) Описание предмета.
3) Описание места.
4) Рассуждение.
б. Определите функциональную разновидность языка.
— Оля, а кто такой Тимур?
— ...Это один царь такой, злой, хромой, из средней истории.
1) Художественная речь.
2) Научный стиль.
3) Деловой стиль.
4) Разговорная речь.
Часть II
а. Укажите имена существительные.
1) Доброта.
2) Она.
3) Проводы.
4) Хождение.
5) Свежесть.
6) Жадничает.
7) Рыбачий.
8) Завтракают.
б. Укажите глаголы.
1) Беречь.
2) Жужжание.
3) Галдёж.
4) Желтеет.
5) Струсил.
6) Скрипучий.
7) Хочу.
8) Свист.
в. Укажите словосочетания.
1) Подмигивать глазами.
2) Царевна догадалась.
3) Взялся за кольцо.
4) Царевна очутилась.
г. Укажите словосочетания, в которых главным словом является глагол.
1) Быстро бежать.
2) Бег вприпрыжку.
3) Синее небо.
4) Синеет море.
д. Укажите побудительные предложения.
1) Расскажи мне сказку.
2) Люблю весну!
3) Куда ты поедешь летом?
4) Сегодня мама пришла пораньше.
е. Укажите предложение с обстоятельством.
1) Мяч ударился о дверь.
2) Убери книги в стол.
3) Мальчик был весел.
ё. Найдите сложные предложения.
1) В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут...
2) Тучка по небу идёт, бочка по морю плывёт.
3) Мы объехали весь свет, торговали соболями, чернобурыми лисами.
4) Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился... (А. Пушкин)
5) Мы хотели, чтобы скорей наступил день.
Часть III
а. Укажите слова с проверяемой гласной в корне.
1) Наслаждаться.
2) Сверкать.
3) Породниться.
4) Побелить.
5) Росточек.
6) Разместиться.
б. Укажите слова, в корне которых пишется а.
1) Опр..вдать.
2) Уд..лённый.
3) Пом..гает.
4) Д..бросердечный.
5) Хв..стливый.
6) Предл..гать.
в. Укажите слова, в корне которых пишется о.
1) Взр..слеть.
2) Распол..гаться.
3) Р..стение.
4) Прол..жить.
5) Р..сток.
6) Выр..стить.
г. Укажите слова, в которых после шипящих пишется о.
1) Ключ..м.
2) Ч..рствый.
3) Ш..рох.
4) Реш..тка.
5) Удач..й.
6) Свинц..вый.
д. Укажите словосочетания, в которых существительные имеют окончание -и.
1) Прогуливаться по улиц.. .
2) Отдыхать в санатори.. .
3) Жить в селени.. .
4) Заботиться о молодёж.. .
5) Хранить в тайн.. .
6) Строить на побережь.. .
е. Укажите глаголы с окончанием -ет.
1) Ненавид..т.
2) Скач..т.
3) Кол..тся.
4) Прос..тся.
5) Терп..т. 6) Взглян..т.
ё. Укажите, в каких словах приставки оканчиваются на з.
1) Бе..граничный.
2) Ра..давать.
3) Ра..целовать.
4) В..глянуть.
5) Ра..чистить.
6) И..следование.
з. Укажите, где перед союзом и необходима запятая.
1) Прошёл долгожданный дождь и оживил пожухлую зелень.
2) Невинно небо голубеет и солнце ласковое греет.
3) Тёплый ветерок сушит крыши и ласково покачивает деревья.
и. В каких предложениях есть обращения, которые надо выделить запятой?
1) Бабушка и я с братом поехали за город.
2) Бабушка мы с братом уезжаем за город.
3) Страна моя велика и могуча.
4) Велика ты страна моя!
к. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?
1) Осыпался с берёзы лист и, как ковёр, устлал дорогу...
2) Улыбнулись сонные берёзки растрепали шёлковые косы...
3) Школа тотчас наполнилась голосами, смехом, шарканьем ног...
4) С классом мы побывали в Смоленске, Новгороде, Самаре, и Вологде.
Часть IV
а. Укажите слова, образованные приставочным способом.
1) Подождать.
2) Перепилить.
3) Перепёлка.
4) Отцовский.
5) Отцеплять.
6) Оборот.
7) Оборвать.
б. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в переносном значении?
1) Горячее сердце.
2) Горячий чай.
3) Горячий спор.
4) Горячая плита.
Ответы
Часть I
а — 2
б — 4
Часть II
а — 1, 3, 4, 5
б — 1, 4, 5, 7
в —1, 3
г —1
д — 1
е — 2
ё — 1, 2, 5
Часть III
а — 1, 3, 4, 6
б — 1, 2, 5, 6
в — 1, 4, 5
г — 1, 3, 6
д — 2, 3, 4
e — 2, 3, 6
ё — 1, 2, 4
з — 2
и — 2, 4
к — 2, 4
Часть IV
а — 1, 2, 5, 7
б — 1, 3
Часть I
а. Определите тип речи.
На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.
(По К. Паустовскому)
1) Повествование.
2) Описание предмета.
3) Описание места.
4) Рассуждение.
б. Определите функциональную разновидность языка.
— Оля, а кто такой Тимур?
— ...Это один царь такой, злой, хромой, из средней истории.
1) Художественная речь.
2) Научный стиль.
3) Деловой стиль.
4) Разговорная речь.
Часть II
а. Укажите имена существительные.
1) Доброта.
2) Она.
3) Проводы.
4) Хождение.
5) Свежесть.
6) Жадничает.
7) Рыбачий.
8) Завтракают.
б. Укажите глаголы.
1) Беречь.
2) Жужжание.
3) Галдёж.
4) Желтеет.
5) Струсил.
6) Скрипучий.
7) Хочу.
8) Свист.
в. Укажите словосочетания.
1) Подмигивать глазами.
2) Царевна догадалась.
3) Взялся за кольцо.
4) Царевна очутилась.
г. Укажите словосочетания, в которых главным словом является глагол.
1) Быстро бежать.
2) Бег вприпрыжку.
3) Синее небо.
4) Синеет море.
д. Укажите побудительные предложения.
1) Расскажи мне сказку.
2) Люблю весну!
3) Куда ты поедешь летом?
4) Сегодня мама пришла пораньше.
е. Укажите предложение с обстоятельством.
1) Мяч ударился о дверь.
2) Убери книги в стол.
3) Мальчик был весел.
ё. Найдите сложные предложения.
1) В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут...
2) Тучка по небу идёт, бочка по морю плывёт.
3) Мы объехали весь свет, торговали соболями, чернобурыми лисами.
4) Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился... (А. Пушкин)
5) Мы хотели, чтобы скорей наступил день.
Часть III
а. Укажите слова с проверяемой гласной в корне.
1) Наслаждаться.
2) Сверкать.
3) Породниться.
4) Побелить.
5) Росточек.
6) Разместиться.
б. Укажите слова, в корне которых пишется а.
1) Опр..вдать.
2) Уд..лённый.
3) Пом..гает.
4) Д..бросердечный.
5) Хв..стливый.
6) Предл..гать.
в. Укажите слова, в корне которых пишется о.
1) Взр..слеть.
2) Распол..гаться.
3) Р..стение.
4) Прол..жить.
5) Р..сток.
6) Выр..стить.
г. Укажите слова, в которых после шипящих пишется о.
1) Ключ..м.
2) Ч..рствый.
3) Ш..рох.
4) Реш..тка.
5) Удач..й.
6) Свинц..вый.
д. Укажите словосочетания, в которых существительные имеют окончание -и.
1) Прогуливаться по улиц.. .
2) Отдыхать в санатори.. .
3) Жить в селени.. .
4) Заботиться о молодёж.. .
5) Хранить в тайн.. .
6) Строить на побережь.. .
е. Укажите глаголы с окончанием -ет.
1) Ненавид..т.
2) Скач..т.
3) Кол..тся.
4) Прос..тся.
5) Терп..т. 6) Взглян..т.
ё. Укажите, в каких словах приставки оканчиваются на з.
1) Бе..граничный.
2) Ра..давать.
3) Ра..целовать.
4) В..глянуть.
5) Ра..чистить.
6) И..следование.
з. Укажите, где перед союзом и необходима запятая.
1) Прошёл долгожданный дождь и оживил пожухлую зелень.
2) Невинно небо голубеет и солнце ласковое греет.
3) Тёплый ветерок сушит крыши и ласково покачивает деревья.
и. В каких предложениях есть обращения, которые надо выделить запятой?
1) Бабушка и я с братом поехали за город.
2) Бабушка мы с братом уезжаем за город.
3) Страна моя велика и могуча.
4) Велика ты страна моя!
к. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?
1) Осыпался с берёзы лист и, как ковёр, устлал дорогу...
2) Улыбнулись сонные берёзки растрепали шёлковые косы...
3) Школа тотчас наполнилась голосами, смехом, шарканьем ног...
4) С классом мы побывали в Смоленске, Новгороде, Самаре, и Вологде.
Часть IV
а. Укажите слова, образованные приставочным способом.
1) Подождать.
2) Перепилить.
3) Перепёлка.
4) Отцовский.
5) Отцеплять.
6) Оборот.
7) Оборвать.
б. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в переносном значении?
1) Горячее сердце.
2) Горячий чай.
3) Горячий спор.
4) Горячая плита.
Ответы
Часть I
а — 2
б — 4
Часть II
а — 1, 3, 4, 5
б — 1, 4, 5, 7
в —1, 3
г —1
д — 1
е — 2
ё — 1, 2, 5
Часть III
а — 1, 3, 4, 6
б — 1, 2, 5, 6
в — 1, 4, 5
г — 1, 3, 6
д — 2, 3, 4
e — 2, 3, 6
ё — 1, 2, 4
з — 2
и — 2, 4
к — 2, 4
Часть IV
а — 1, 2, 5, 7
б — 1, 3
10 декабря 2022