Демоверсия ВПР 2025 по географии в 5 классе
Официальный образец (демоверсия) проверочной работы по географии.
Все ВПР в 2025 году пройдут с 11 апреля по 16 мая.
Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.
На выполнение проверочной работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
→ Демоверсия: geo5-25.pdf
→ Описание работы: geo5-25-o.pdf
Все ВПР в 2025 году пройдут с 11 апреля по 16 мая.
Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.
На выполнение проверочной работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
При выполнении всех заданий работы можно использовать карты атласа, поэтому важно помнить, какие карты есть в нем, и иметь представление о том, какую информацию, необходимую для выполнения того или иного задания, можно извлечь из них.
В задании 1 проверяются умения показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны. Требуется записать в тексте работы названия материков или океанов, обозначенных буквами на карте. При выполнении задания можно при необходимости воспользоваться картой полушарий или картой мира атласа.
В задании 2 проверяются умения показывать на карте и обозначать на контурной карте крупные формы рельефа Земли — крупнейшие горные системы или равнины. Требуется записать в тексте работы название горой страны или равнины, обозначенной на карте цифрой. При выполнении задания можно при необходимости воспользоваться картой полушарий или картой мира атласа.
В задании 3 проверяется умение приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки. Для того чтобы правильно указать географический объект либо группу объектов или явлений, изучаемых той или иной географической наукой, требуется хорошо знать состав древа географических наук и представлять, чем занимаются ученые-географы различных специальностей. В задании 4 проверяется знание главных достижений самых знаменитых путешественников и исследователей и их вклада в географическое изучение Земли. При выполнении задания нужно выбрать и записать в таблицу цифру, под которой в задании указан вклад каждого из названных путешественников. В задании 5 проверяется умение сравнивать маршруты великих путешественников. Требуется выделить две общие особенности маршрутов экспедиций названных в задании путешественников. При выполнении задания необходимо внимательно прочитать каждый из указанных в нем вариантов ответов. Для того чтобы не ошибиться, нужно воспользоваться картами атласа, на которых показаны маршруты путешественников.
В задании 6 проверяется умение описывать маршруты путешествий великих путешественников. В задании представлен текст с пропущенными словами или словосочетаниями, которые нужно вставить, выбирая из предложенного списка слов (словосочетаний).
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания:
1. Выбрать карту в атласе, на которой показан маршрут путешественника, описанный в тексте.
2. Внимательно проследить по карте маршрут путешественника, сопоставляя этот маршрут с текстом, пропуски в котором необходимо заполнить.
3. Выбрать из предложенного в задании списка для каждого из обозначенных буквами пропусков слова (географические названия), правильно описывающие маршрут.
4. Записать в таблицу выбранные цифры, которыми обозначены эти географические названия, под соответствующими буквами.
В заданиях 7–9 оценивается умение получать информацию из планов местности, необходимую для решения различных задач. Все три задания выполняются с использованием одной и той же карты, представленной в работе. В задании 7 требуется определить, на каком берегу реки находится тот или иной объект. Рекомендуется следующий алгоритм выполнения этого задания.
1. Найти на карте объект, положение которого требуется определить.
2. Определить, в каком направлении течет река. (Направление ее течения указано на карте стрелкой).
3. Определить, какой берег реки правый, а какой левый. По правую руку от направления течения будет правый берег, а по левую — левый.
4. Подчеркнуть правильный вариант ответа.
В задании 8 проверяется умение ориентироваться по плану местности — определять направления по сторонам горизонта.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения этого задания.
1. Найти на карте объекты, направление между которыми предлагается определить.
2. Мысленно или с помощью карандаша соединить объекты стрелкой в направлении, указанном в условии задачи.
3. Определить сторону горизонта (север, северо-восток, восток, юго-восток, юг или юго-запад), к которой наиболее близко направление проведенной Вами стрелки. Направление на север на плане (карте) будет указано стрелкой «север — юг».
4. Записать ответ.
В задании 9 проверяется умение определять расстояния по плану местности с помощь масштаба.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения этого задания.
1. При помощи линейки измерить расстояние в сантиметрах с точностью до десятых между указанными в задании точками.
2. Умножить полученное число на число, указывающее масштаб.
3. Записать ответ в метрах.
В задании 10 оценивается умение применять понятия «план местности», «масштаб» для решения практико-ориентированных задач: выбрать оптимальный масштаб для построения плана конкретного участка, чтобы показать участок на плане как можно крупнее и при этом чертеж поместить на имеющемся листе бумаги целиком.
В задании 11 оценивается умение различать на карте параллели и меридианы, и при этом не путать западную долготу с восточной, а северную широту с южной. Надо помнить, что меридианы на карте — это линии, проведенные между полюсами Земли. На карте мира в задании они подписаны на верхней и нижней рамках карты. Справа от меридиана 0° долгота восточная (подписано на карте «к востоку от Гринвича»), а слева западная. Параллели — это линии, которые на глобусе параллельны экватору. На карте мира в задании они имеют дугообразную форму и подписаны на левой и правой рамках карты. К северу от экватора широта северная, а к югу от него южная.
В задании 12 оценивается умение определять географические координаты — широту и долготу точки. Широта точки определяется по параллели, на которой она находится, долгота — по тому на каком меридиане. Если точка расположена посередине между показанными на карте параллелями или меридианами, то определяется среднее значение. Например, если точка расположена посередине между меридианами 20° з. д. и 40° з. д., то она имеет долготу 30° з. д.
В задании 13 оценивается умение определять расстояния по географическим картам при помощи градусной сети.
Алгоритм решения таких задач следующий:
1. Определяется расстояние в градусах по параллели или меридиану между крайними точками отрезка. Если обе точки расположены в одном полушарии (обе имеют или северную, или южную широту, либо обе имеют или восточную, или западную долготу), то из большего значения широты или долготы вычитается меньшее. Если точки расположены в разных полушариях, то значения широт или долгот суммируются.
2. Полученное значение расстояния в градусах умножается на значение длины (в км) дуги одного градуса параллели или меридиана, указанное в условии задания.
Полученное значение длины отрезка в километрах записывается в ответ. В задании 14 оценивается умение устанавливать зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений.
Алгоритм выполнения этого задания следующий.
1. Определите, какой из указанных в таблице городов является самым северным и какой — самым южным.
2. Сравните данные в таблице высоту Солнца над горизонтом и продолжительность дня в указанных городах.
3. Сделайте выводы о том, как изменяются высота Солнца над горизонтом и продолжительность дня на территории России при движении с севера на юг (с юга на север) в указанный в таблице день.
4. Внимательно прочитайте представленные в задании выводы, сделанные учащимися, и выберите тот, который по смыслу совпадает с выводами (не противоречит выводам), сделанными Вами.
5. Запишите в ответ номер, под которым указан выбранный Вами вывод.
Важно помнить, что высота Солнца над горизонтом на территории нашей страны всегда (в течение всего года) увеличивается при движении с севера на юг. А продолжительность дня летом уменьшается при движении с севера на юг, а зимой увеличивается.
В задании 15 требуется сравнить продолжительность дня или высоту Солнца над горизонтом на разных параллелях в дни равноденствий и солнцестояний. При выполнении этого задания нужно помнить, что в дни равноденствий (21 марта и 23 сентября) высота Солнца над горизонтом закономерно уменьшается с удалением от экватора, при этом на одинаковом расстоянии от экватора в Северном и Южном полушариях она будет одинаковой.
В день летнего солнцестояния (22 июня) продолжительность дня уменьшается при движении на юг от Северного полярного круга до Южного полярного круга, т. е. продолжительность дня в этот день в Южном полушарии везде будет меньше, чем продолжительность дня в любой точке Северного полушария. В этот день Солнце стоит в зените над Северным тропиком и его высота над горизонтом будет закономерно уменьшаться с удалением от него, например на параллели 10° ю. ш. высота Солнца над горизонтом в полдень меньше, чем на параллели 30° с. ш.
В день зимнего солнцестояния (22 декабря) продолжительность дня увеличивается при движении от Северного полярного круга до Южного полярного круга, т. е. продолжительность дня в этот день в Северном полушарии везде будет меньше, чем продолжительность дня в любой точке Южного полушария. В этот день Солнце стоит в зените над Южным тропиком и его высота над горизонтом будет закономерно уменьшаться с удалением от него, например на параллели 15° с. ш. высота Солнца над горизонтом в полдень меньше, чем на параллели 35° ю. ш.
В задании 16 оцениваются знание внутреннего строения Земли и понимание различий в строении земной коры под океанами и под материками.
Для того чтобы правильно указать, какой цифрой на рисунке обозначен тот или иной слой земного шара, нужно помнить, что в самом центре находится его внутреннее ядро, над которым располагается внешнее ядро. Следующий за внешним ядром слой — мантия, а на самой поверхности — тонкий слой земной коры.
Для того чтобы определить, на каком рисунке правильно изображено строение земной коры в точке, обозначенной на карте, необходимо сначала определить тип земной коры в этой точке: если точка находится в акватории океана, то земная под ней будет океаническая, а если — на территории материка, то — материковая. При выборе рисунка из четырех предложенных надо помнить, что материковая земная кора состоит из трех слоев: по поверхности находится слой осадочных пород; под ним — гранитный слой; еще глубже — базальтовый.
В задании 17 проверяется умение объяснить географические процессы и явления, наблюдаемые в реальной жизни, используя знания о движениях Земли и их географических следствиях: о смене дня, ночи и времен года, о землетрясениях, извержениях вулканов и их причинах.
В некоторых заданиях может потребоваться решить логическую или практико-ориентированную задачу — сделать вывод о том, что могли видеть или использовать во время своих экспедиций знаменитые путешественники на основе информации о том, в какой исторический период (эту информацию можно получить из соответствующей карты атласа) они совершали свои путешествия. Если в задании предлагается сделать вывод о возможности визуально наблюдать тот или иной обозначенный на карте объект, то необходимо «прочитать» карту в задании и определить, имеются или отсутствуют на местности, изображенной на карте, какие-либо препятствия (холмы, лес, заросли кустарников), которые могут мешать наблюдателю.
В задании 1 проверяются умения показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны. Требуется записать в тексте работы названия материков или океанов, обозначенных буквами на карте. При выполнении задания можно при необходимости воспользоваться картой полушарий или картой мира атласа.
В задании 2 проверяются умения показывать на карте и обозначать на контурной карте крупные формы рельефа Земли — крупнейшие горные системы или равнины. Требуется записать в тексте работы название горой страны или равнины, обозначенной на карте цифрой. При выполнении задания можно при необходимости воспользоваться картой полушарий или картой мира атласа.
В задании 3 проверяется умение приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки. Для того чтобы правильно указать географический объект либо группу объектов или явлений, изучаемых той или иной географической наукой, требуется хорошо знать состав древа географических наук и представлять, чем занимаются ученые-географы различных специальностей. В задании 4 проверяется знание главных достижений самых знаменитых путешественников и исследователей и их вклада в географическое изучение Земли. При выполнении задания нужно выбрать и записать в таблицу цифру, под которой в задании указан вклад каждого из названных путешественников. В задании 5 проверяется умение сравнивать маршруты великих путешественников. Требуется выделить две общие особенности маршрутов экспедиций названных в задании путешественников. При выполнении задания необходимо внимательно прочитать каждый из указанных в нем вариантов ответов. Для того чтобы не ошибиться, нужно воспользоваться картами атласа, на которых показаны маршруты путешественников.
В задании 6 проверяется умение описывать маршруты путешествий великих путешественников. В задании представлен текст с пропущенными словами или словосочетаниями, которые нужно вставить, выбирая из предложенного списка слов (словосочетаний).
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания:
1. Выбрать карту в атласе, на которой показан маршрут путешественника, описанный в тексте.
2. Внимательно проследить по карте маршрут путешественника, сопоставляя этот маршрут с текстом, пропуски в котором необходимо заполнить.
3. Выбрать из предложенного в задании списка для каждого из обозначенных буквами пропусков слова (географические названия), правильно описывающие маршрут.
4. Записать в таблицу выбранные цифры, которыми обозначены эти географические названия, под соответствующими буквами.
В заданиях 7–9 оценивается умение получать информацию из планов местности, необходимую для решения различных задач. Все три задания выполняются с использованием одной и той же карты, представленной в работе. В задании 7 требуется определить, на каком берегу реки находится тот или иной объект. Рекомендуется следующий алгоритм выполнения этого задания.
1. Найти на карте объект, положение которого требуется определить.
2. Определить, в каком направлении течет река. (Направление ее течения указано на карте стрелкой).
3. Определить, какой берег реки правый, а какой левый. По правую руку от направления течения будет правый берег, а по левую — левый.
4. Подчеркнуть правильный вариант ответа.
В задании 8 проверяется умение ориентироваться по плану местности — определять направления по сторонам горизонта.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения этого задания.
1. Найти на карте объекты, направление между которыми предлагается определить.
2. Мысленно или с помощью карандаша соединить объекты стрелкой в направлении, указанном в условии задачи.
3. Определить сторону горизонта (север, северо-восток, восток, юго-восток, юг или юго-запад), к которой наиболее близко направление проведенной Вами стрелки. Направление на север на плане (карте) будет указано стрелкой «север — юг».
4. Записать ответ.
В задании 9 проверяется умение определять расстояния по плану местности с помощь масштаба.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения этого задания.
1. При помощи линейки измерить расстояние в сантиметрах с точностью до десятых между указанными в задании точками.
2. Умножить полученное число на число, указывающее масштаб.
3. Записать ответ в метрах.
В задании 10 оценивается умение применять понятия «план местности», «масштаб» для решения практико-ориентированных задач: выбрать оптимальный масштаб для построения плана конкретного участка, чтобы показать участок на плане как можно крупнее и при этом чертеж поместить на имеющемся листе бумаги целиком.
В задании 11 оценивается умение различать на карте параллели и меридианы, и при этом не путать западную долготу с восточной, а северную широту с южной. Надо помнить, что меридианы на карте — это линии, проведенные между полюсами Земли. На карте мира в задании они подписаны на верхней и нижней рамках карты. Справа от меридиана 0° долгота восточная (подписано на карте «к востоку от Гринвича»), а слева западная. Параллели — это линии, которые на глобусе параллельны экватору. На карте мира в задании они имеют дугообразную форму и подписаны на левой и правой рамках карты. К северу от экватора широта северная, а к югу от него южная.
В задании 12 оценивается умение определять географические координаты — широту и долготу точки. Широта точки определяется по параллели, на которой она находится, долгота — по тому на каком меридиане. Если точка расположена посередине между показанными на карте параллелями или меридианами, то определяется среднее значение. Например, если точка расположена посередине между меридианами 20° з. д. и 40° з. д., то она имеет долготу 30° з. д.
В задании 13 оценивается умение определять расстояния по географическим картам при помощи градусной сети.
Алгоритм решения таких задач следующий:
1. Определяется расстояние в градусах по параллели или меридиану между крайними точками отрезка. Если обе точки расположены в одном полушарии (обе имеют или северную, или южную широту, либо обе имеют или восточную, или западную долготу), то из большего значения широты или долготы вычитается меньшее. Если точки расположены в разных полушариях, то значения широт или долгот суммируются.
2. Полученное значение расстояния в градусах умножается на значение длины (в км) дуги одного градуса параллели или меридиана, указанное в условии задания.
Полученное значение длины отрезка в километрах записывается в ответ. В задании 14 оценивается умение устанавливать зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений.
Алгоритм выполнения этого задания следующий.
1. Определите, какой из указанных в таблице городов является самым северным и какой — самым южным.
2. Сравните данные в таблице высоту Солнца над горизонтом и продолжительность дня в указанных городах.
3. Сделайте выводы о том, как изменяются высота Солнца над горизонтом и продолжительность дня на территории России при движении с севера на юг (с юга на север) в указанный в таблице день.
4. Внимательно прочитайте представленные в задании выводы, сделанные учащимися, и выберите тот, который по смыслу совпадает с выводами (не противоречит выводам), сделанными Вами.
5. Запишите в ответ номер, под которым указан выбранный Вами вывод.
Важно помнить, что высота Солнца над горизонтом на территории нашей страны всегда (в течение всего года) увеличивается при движении с севера на юг. А продолжительность дня летом уменьшается при движении с севера на юг, а зимой увеличивается.
В задании 15 требуется сравнить продолжительность дня или высоту Солнца над горизонтом на разных параллелях в дни равноденствий и солнцестояний. При выполнении этого задания нужно помнить, что в дни равноденствий (21 марта и 23 сентября) высота Солнца над горизонтом закономерно уменьшается с удалением от экватора, при этом на одинаковом расстоянии от экватора в Северном и Южном полушариях она будет одинаковой.
В день летнего солнцестояния (22 июня) продолжительность дня уменьшается при движении на юг от Северного полярного круга до Южного полярного круга, т. е. продолжительность дня в этот день в Южном полушарии везде будет меньше, чем продолжительность дня в любой точке Северного полушария. В этот день Солнце стоит в зените над Северным тропиком и его высота над горизонтом будет закономерно уменьшаться с удалением от него, например на параллели 10° ю. ш. высота Солнца над горизонтом в полдень меньше, чем на параллели 30° с. ш.
В день зимнего солнцестояния (22 декабря) продолжительность дня увеличивается при движении от Северного полярного круга до Южного полярного круга, т. е. продолжительность дня в этот день в Северном полушарии везде будет меньше, чем продолжительность дня в любой точке Южного полушария. В этот день Солнце стоит в зените над Южным тропиком и его высота над горизонтом будет закономерно уменьшаться с удалением от него, например на параллели 15° с. ш. высота Солнца над горизонтом в полдень меньше, чем на параллели 35° ю. ш.
В задании 16 оцениваются знание внутреннего строения Земли и понимание различий в строении земной коры под океанами и под материками.
Для того чтобы правильно указать, какой цифрой на рисунке обозначен тот или иной слой земного шара, нужно помнить, что в самом центре находится его внутреннее ядро, над которым располагается внешнее ядро. Следующий за внешним ядром слой — мантия, а на самой поверхности — тонкий слой земной коры.
Для того чтобы определить, на каком рисунке правильно изображено строение земной коры в точке, обозначенной на карте, необходимо сначала определить тип земной коры в этой точке: если точка находится в акватории океана, то земная под ней будет океаническая, а если — на территории материка, то — материковая. При выборе рисунка из четырех предложенных надо помнить, что материковая земная кора состоит из трех слоев: по поверхности находится слой осадочных пород; под ним — гранитный слой; еще глубже — базальтовый.
В задании 17 проверяется умение объяснить географические процессы и явления, наблюдаемые в реальной жизни, используя знания о движениях Земли и их географических следствиях: о смене дня, ночи и времен года, о землетрясениях, извержениях вулканов и их причинах.
В некоторых заданиях может потребоваться решить логическую или практико-ориентированную задачу — сделать вывод о том, что могли видеть или использовать во время своих экспедиций знаменитые путешественники на основе информации о том, в какой исторический период (эту информацию можно получить из соответствующей карты атласа) они совершали свои путешествия. Если в задании предлагается сделать вывод о возможности визуально наблюдать тот или иной обозначенный на карте объект, то необходимо «прочитать» карту в задании и определить, имеются или отсутствуют на местности, изображенной на карте, какие-либо препятствия (холмы, лес, заросли кустарников), которые могут мешать наблюдателю.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный участником ВПР ответ совпадает с верным ответом.
Правильный ответ на каждое из заданий 1–5; 7–11 и 14–16 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 6 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл, если допущено две или более ошибок — 0 баллов.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.
К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл — от нуля до максимального балла.
Полученные участником ВПР баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл обучающегося переводится в отметку по пятибалльной шкале с учетом рекомендуемой шкалы перевода, приведенной ниже.
Максимальный первичный балл за выполнение работы — 20.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
«2»: 0–5
«3»: 6–11
«4»: 12–17
«5»: 18–20
Правильный ответ на каждое из заданий 1–5; 7–11 и 14–16 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 6 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл, если допущено две или более ошибок — 0 баллов.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.
К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл — от нуля до максимального балла.
Полученные участником ВПР баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл обучающегося переводится в отметку по пятибалльной шкале с учетом рекомендуемой шкалы перевода, приведенной ниже.
Максимальный первичный балл за выполнение работы — 20.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
«2»: 0–5
«3»: 6–11
«4»: 12–17
«5»: 18–20
→ Демоверсия: geo5-25.pdf
→ Описание работы: geo5-25-o.pdf
3 сентября 2024