Задания 3-5 ВПР для 5 класса: анализ лирики
Тренировочные задания по всем лирическим произведениям для подготовки к ВПР в 5 классе.
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Зимний вечер
(1)Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(2)Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
(3)Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
(4)Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
А.С. Пушкин
3. Выпишите из первой строфы стихотворения слово, которое означает «появившийся, случившийся с опозданием».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Б) Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
В) Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) риторическое обращение
2) метафора
3) сравнение
4) эпитет
5. Объясните значение риторического обращения из 3 строфы. Какое настроение выражено с его помощью?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Няне
(1)Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
(2)Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
(3)Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
А.С. Пушкин
3. Выпишите из второй строфы стихотворения слово, которое означает «светлая, парадная комната в доме».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Б) Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах.
В) Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) сравнение
2) метафора
3) гипербола
4) эпитет
5. Объясните значение эпитетов из 1 строфы. Как они позволяют передать отношение А.С. Пушкина к няне?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
(1)Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
(2)Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
(3)Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
(4)Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
(5)С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
(6)Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
(7)И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
А.С. Пушкин
3. Выпишите из третьей строфы стихотворения слово, которое означает «имущество, выделяемое невесте при вступлении в брак».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Б) Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
В) И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет...»
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) олицетворение
2) гипербола
3) эпитет
4) сравнение
5. Обратите внимание на ряд глаголов в последней (7) строфе. Как они позволяют передать характер царицы?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Бородино
(1)— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(2)— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
(3)Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
(4)И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
(5)Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
М.Ю. Лермонтов
3. Выпишите из третьей строфы стихотворения слово, которое означает «холодное колющее оружие, примыкаемое к стволу ружья».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Б) — Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя...
В) Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) антитеза
2) метафора
3) риторическое восклицание
4) эпитет
5. Почему в пятой строфе так много восклицательных предложений? Какое настроение создаётся за счёт них?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Зимний вечер
(1)Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(2)Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
(3)Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
(4)Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
А.С. Пушкин
3. Выпишите из первой строфы стихотворения слово, которое означает «появившийся, случившийся с опозданием».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Б) Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
В) Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) риторическое обращение
2) метафора
3) сравнение
4) эпитет
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 20 слов.
5. Объясните значение риторического обращения из 3 строфы. Какое настроение выражено с его помощью?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Няне
(1)Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
(2)Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
(3)Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
А.С. Пушкин
3. Выпишите из второй строфы стихотворения слово, которое означает «светлая, парадная комната в доме».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Б) Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах.
В) Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) сравнение
2) метафора
3) гипербола
4) эпитет
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 20 слов.
5. Объясните значение эпитетов из 1 строфы. Как они позволяют передать отношение А.С. Пушкина к няне?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
(1)Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
(2)Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
(3)Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
(4)Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
(5)С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
(6)Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
(7)И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
А.С. Пушкин
3. Выпишите из третьей строфы стихотворения слово, которое означает «имущество, выделяемое невесте при вступлении в брак».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Б) Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
В) И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет...»
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) олицетворение
2) гипербола
3) эпитет
4) сравнение
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 20 слов.
5. Обратите внимание на ряд глаголов в последней (7) строфе. Как они позволяют передать характер царицы?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Бородино
(1)— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(2)— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
(3)Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
(4)И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
(5)Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
М.Ю. Лермонтов
3. Выпишите из третьей строфы стихотворения слово, которое означает «холодное колющее оружие, примыкаемое к стволу ружья».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Б) — Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя...
В) Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) антитеза
2) метафора
3) риторическое восклицание
4) эпитет
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 20 слов.
5. Почему в пятой строфе так много восклицательных предложений? Какое настроение создаётся за счёт них?
27 марта 2025