Тренировочный вариант ВПР для 5 класса по литературе
Задания для подготовки к ВПР по литературе в 5 классе.
1. Как называется созвучие концовок стихотворных строк?
2. Назовите термин, которым обозначается короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст
Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка. Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех своих девок. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства, несмотря на то что и с ним поступаемо было ничуть не лучше, как с другими.
По выходе отца своего она долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою. «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? — говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. — Лгут люди, я совсем не хороша». Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. «Разве черные брови и очи мои, — продолжала красавица, не выпуская зеркала, — так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! — и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: — Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».
— Чудная девка! — прошептал вошедший тихо кузнец, — и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!
Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
3. Выпишите из приведенного фрагмента слово, которое означает «ухаживание за женщиной (обычно без серьёзных намерений)».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе.
Б) Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица.
В) Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) эпитет
2) антитеза
3) гипербола
4) сравнение
5. Объясните, почему кузнец назвал Оксану «чудной девкой»?
ИЛИ
(блок 3–5)
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Бородино
(1)Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
(2)Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
(3)Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
(М.Ю. Лермонтов)
3. Выпишите из второй строфы стихотворения слово, которое означает «наступление вечерней темноты».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Б) Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
В) Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди...
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) метафора
2) сравнение
3) эпитет
4) антитеза
5. Объясните, почему бой русских с французами назван автором «удалым»?
6. Вспомните, какую поддержку оказывали своим друзьям герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Поступок какого героя (какой героини) произвёл на Вас самое большое впечатление? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
1. Как называется созвучие концовок стихотворных строк?
2. Назовите термин, которым обозначается короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст
Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка. Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех своих девок. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства, несмотря на то что и с ним поступаемо было ничуть не лучше, как с другими.
По выходе отца своего она долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою. «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? — говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. — Лгут люди, я совсем не хороша». Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. «Разве черные брови и очи мои, — продолжала красавица, не выпуская зеркала, — так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! — и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: — Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».
— Чудная девка! — прошептал вошедший тихо кузнец, — и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!
Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
3. Выпишите из приведенного фрагмента слово, которое означает «ухаживание за женщиной (обычно без серьёзных намерений)».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе.
Б) Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица.
В) Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) эпитет
2) антитеза
3) гипербола
4) сравнение
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 20 слов.
5. Объясните, почему кузнец назвал Оксану «чудной девкой»?
ИЛИ
(блок 3–5)
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Бородино
(1)Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
(2)Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
(3)Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
(М.Ю. Лермонтов)
3. Выпишите из второй строфы стихотворения слово, которое означает «наступление вечерней темноты».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Б) Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
В) Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди...
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) метафора
2) сравнение
3) эпитет
4) антитеза
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 20 слов.
5. Объясните, почему бой русских с французами назван автором «удалым»?
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов.
6. Вспомните, какую поддержку оказывали своим друзьям герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Поступок какого героя (какой героини) произвёл на Вас самое большое впечатление? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
8 апреля 2025