Демоверсия ВПР 2025 по географии в 6 классе
Официальный образец (демоверсия) проверочной работы по географии.
Все ВПР в 2025 году пройдут с 11 апреля по 16 мая.
Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.
На выполнение проверочной работы отводится два урока (не более 45 минут каждый). Работа состоит из двух частей. Задания частей 1 и 2 могут выполняться в один день с перерывом не менее 10 минут или в разные дни. На выполнение заданий каждой части отводится один урок (не более 45 минут).
При проведении работы разрешается пользоваться школьными географическими атласами для 6 класса любого издательства и непрограммируемым калькулятором.
→ Демоверсия: geo6-25.pdf
→ Описание работы: geo6-25-o.pdf
Все ВПР в 2025 году пройдут с 11 апреля по 16 мая.
Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.
На выполнение проверочной работы отводится два урока (не более 45 минут каждый). Работа состоит из двух частей. Задания частей 1 и 2 могут выполняться в один день с перерывом не менее 10 минут или в разные дни. На выполнение заданий каждой части отводится один урок (не более 45 минут).
При проведении работы разрешается пользоваться школьными географическими атласами для 6 класса любого издательства и непрограммируемым калькулятором.
При выполнении всех заданий работы можно использовать картыатласа, поэтому важно помнить, какие карты есть в нем, а также нужно иметьпредставление о том, какую информацию, необходимую для выполнениятого или иного задания, можно извлечь из них.
В заданиях 1 и 2 проверяются умения показывать на карте и обозначатьна контурной карте местоположение изученных географических объектов гидросферы. В задании 1 требуется записать в ответ цифру, которой обозначена на контурной карте та или иная часть Мирового океана (море,залив, пролив), озеро или река.
В задании 2 требуется отметить на контурнойкарте ту или иную часть Мирового океана (море, залив, пролив), озеро, реку.При выполнении задания можно при необходимости воспользоваться картоймира атласа.
В задании 3 проверяется умение классифицировать объекты гидросферы(моря, озера, реки) по заданным признакам. Требуется определить, к какомутипу относится тот или иной объект гидросферы – внутреннее или окраинноеморе, горная или равнинная река, а также классифицировать объектыгидросферы (моря, озера, реки, подземные воды, болота, ледники) позаданным признакам.
В задании 4 проверяется умение различать: питание и режим рек,понятия «грунтовые воды», «межпластовые воды» и «артезианские воды».При выполнении заданий этой линии, в которых требуется определить,в каком слое содержатся те или иные подземные воды, надо помнить, чтогрунтовые воды на рисунке будут находиться на поверхности первого отповерхности водоупорного слоя, а межпластовые – между водоупорнымислоями. При выполнении заданий, в которых требуется определить, в какомиз высказываний говорится о питании или режиме реки, о бассейне иливодоразделе, надо внимательно прочитать все предложенные вариантыответов и выбрать из них те, в которых отражены существенные признакисоответствующих понятий.
В задании 5 проверяются умения сравнивать реки по заданным признаками различать свойства вод отдельных частей Мирового океана. В заданияхэтой линии потребуется: указать, какая из рек является самой протяженнойили полноводной; определить, какая из рек относится к бассейну того илииного океана; указать, в какой из названных (обозначенных на карте) частейМирового океана соленость (температура) поверхностных вод наибольшая(наименьшая).
В задании 6 проверяются умения описывать состав и строениеатмосферы, а также различать понятия: «атмосфера», «тропосфера»,«стратосфера», «верхние слои атмосферы»; «погода» и «климат»; «бризы»и «муссоны». В заданиях этой линии требуется: определить, какой слойатмосферы обозначен той или иной цифрой на рисунке; назвать слойатмосферы, расположение которого описывается в условии задания, илиопределить ветер, образование которого схематически показано на рисунке.
В задании 7 проверяется умение сравнивать свойства атмосферыв пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря. Требуется,используя знания о закономерностях изменения атмосферного давленияи температуры воздуха с высотой, расположить указанные в условии заданияпункты в порядке повышения (понижения) температуры воздуха илиатмосферного давления в них.
В задании 8 проверяется умение определять амплитуду температурывоздуха. Требуется по графику определить амплитуду температуры воздуха в указанный день, а именно указать разницу между максимальными минимальным значениями температуры в течение этого дня.
В задании 9 проверяется умение устанавливать зависимость междутемпературой воздуха и его относительной влажностью на основе данныхэмпирических наблюдений. При выполнении задания требуется внимательнопрочитать представление в задании варианты ответов и выбрать тот,в котором зависимость правильно определена и сформулирована. Важнопомнить, что при нагревании воздуха его относительная влажность всегдапонижается, а при охлаждении всегда повышается.
В задании 10 проверяется умение проводить измерения температурывоздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов. В задании требуется:сравнить показания термометра в различное время дня, определить, в какоевремя было проведено каждое из измерений; записать значения температурывоздуха в таблицу, помня, что самая низкая температура отмечаетсяв утренние часы, в самая высокая – в послеполуденные.
В задании 11 проверяется умение различать понятия «погода»и «климат». При выполнении задания необходимо внимательно проанализировать содержание представленных в задании высказываний и определить, в каком(-их) высказывании(-ях) говорится о погоде, т. е. состоянииатмосферы в данном месте в данное время, а в каком(-их) – о климате, т. емноголетнем режиме погоды.
В задании 12 проверяются умения сравнивать количество солнечноготепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падениясолнечных лучей, и устанавливать зависимость между нагреванием земнойповерхности и углом падения солнечных лучей. Требуется расположитьназванные в задании параллели в порядке увеличения количества солнечноготепла, которое получает земная поверхность на этих параллелях в дниравноденствий. Важно помнить, что в эти дни чем дальше от экваторанаходится параллель, тем меньше угол падения солнечных лучей, темменьше она получает солнечного тепла.
В задании 13 проверяется умение приводить примеры опасныхприродных явлений в гидросфере и атмосфере. Требуется внимательнопрочитать текст и определить, о каком из изученных опасных природныхявлений говорится в тексте.
В задании 14 проверяется умение различать климаты Земли. Требуетсявнимательно прочитать представленное в задании описание климатаи определить, для какой из обозначенных на карте территорий характерентакой климат.
В задании 15 проверяется умение приводить примеры приспособленияживых организмов к среде обитания в разных природных зонах, примерыизменений в изученных геосферах в результате деятельности человекаи примеры путей решения существующих экологических проблем. Требуетсявыбрать из предложенного перечня вариант ответа, в котором правильноуказаны особенности растений или животных, характерных для той или иной природной зоны, а также правильно указать возможный путь решения одной из изученных экологических проблем.
В задании 16 проверяются умения различать растительный и животныймир разных территорий Земли, сравнивать особенности растительногои животного мира в различных природных зонах, сравнивать плодородиепочв в различных природных зонах. В задании требуется указатьпредставителя растительного или животного мира, характерного для тойили иной природной зоны (материка) и природную зону, почвы которойнаиболее плодородны.
В задании 17 проверяются умения: объяснять направление дневных и ночных бризов, муссонов, годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий; применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач. В задании может быть предложено объяснить изменение погоды (направления ветра, изменение атмосферного давления), наблюдаемое в реальной ситуации, а также причину изменения температуры воздуха в течение года или различие в количестве выпадающих атмосферных осадков.
В заданиях 1 и 2 проверяются умения показывать на карте и обозначатьна контурной карте местоположение изученных географических объектов гидросферы. В задании 1 требуется записать в ответ цифру, которой обозначена на контурной карте та или иная часть Мирового океана (море,залив, пролив), озеро или река.
В задании 2 требуется отметить на контурнойкарте ту или иную часть Мирового океана (море, залив, пролив), озеро, реку.При выполнении задания можно при необходимости воспользоваться картоймира атласа.
В задании 3 проверяется умение классифицировать объекты гидросферы(моря, озера, реки) по заданным признакам. Требуется определить, к какомутипу относится тот или иной объект гидросферы – внутреннее или окраинноеморе, горная или равнинная река, а также классифицировать объектыгидросферы (моря, озера, реки, подземные воды, болота, ледники) позаданным признакам.
В задании 4 проверяется умение различать: питание и режим рек,понятия «грунтовые воды», «межпластовые воды» и «артезианские воды».При выполнении заданий этой линии, в которых требуется определить,в каком слое содержатся те или иные подземные воды, надо помнить, чтогрунтовые воды на рисунке будут находиться на поверхности первого отповерхности водоупорного слоя, а межпластовые – между водоупорнымислоями. При выполнении заданий, в которых требуется определить, в какомиз высказываний говорится о питании или режиме реки, о бассейне иливодоразделе, надо внимательно прочитать все предложенные вариантыответов и выбрать из них те, в которых отражены существенные признакисоответствующих понятий.
В задании 5 проверяются умения сравнивать реки по заданным признаками различать свойства вод отдельных частей Мирового океана. В заданияхэтой линии потребуется: указать, какая из рек является самой протяженнойили полноводной; определить, какая из рек относится к бассейну того илииного океана; указать, в какой из названных (обозначенных на карте) частейМирового океана соленость (температура) поверхностных вод наибольшая(наименьшая).
В задании 6 проверяются умения описывать состав и строениеатмосферы, а также различать понятия: «атмосфера», «тропосфера»,«стратосфера», «верхние слои атмосферы»; «погода» и «климат»; «бризы»и «муссоны». В заданиях этой линии требуется: определить, какой слойатмосферы обозначен той или иной цифрой на рисунке; назвать слойатмосферы, расположение которого описывается в условии задания, илиопределить ветер, образование которого схематически показано на рисунке.
В задании 7 проверяется умение сравнивать свойства атмосферыв пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря. Требуется,используя знания о закономерностях изменения атмосферного давленияи температуры воздуха с высотой, расположить указанные в условии заданияпункты в порядке повышения (понижения) температуры воздуха илиатмосферного давления в них.
В задании 8 проверяется умение определять амплитуду температурывоздуха. Требуется по графику определить амплитуду температуры воздуха в указанный день, а именно указать разницу между максимальными минимальным значениями температуры в течение этого дня.
В задании 9 проверяется умение устанавливать зависимость междутемпературой воздуха и его относительной влажностью на основе данныхэмпирических наблюдений. При выполнении задания требуется внимательнопрочитать представление в задании варианты ответов и выбрать тот,в котором зависимость правильно определена и сформулирована. Важнопомнить, что при нагревании воздуха его относительная влажность всегдапонижается, а при охлаждении всегда повышается.
В задании 10 проверяется умение проводить измерения температурывоздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов. В задании требуется:сравнить показания термометра в различное время дня, определить, в какоевремя было проведено каждое из измерений; записать значения температурывоздуха в таблицу, помня, что самая низкая температура отмечаетсяв утренние часы, в самая высокая – в послеполуденные.
В задании 11 проверяется умение различать понятия «погода»и «климат». При выполнении задания необходимо внимательно проанализировать содержание представленных в задании высказываний и определить, в каком(-их) высказывании(-ях) говорится о погоде, т. е. состоянииатмосферы в данном месте в данное время, а в каком(-их) – о климате, т. емноголетнем режиме погоды.
В задании 12 проверяются умения сравнивать количество солнечноготепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падениясолнечных лучей, и устанавливать зависимость между нагреванием земнойповерхности и углом падения солнечных лучей. Требуется расположитьназванные в задании параллели в порядке увеличения количества солнечноготепла, которое получает земная поверхность на этих параллелях в дниравноденствий. Важно помнить, что в эти дни чем дальше от экваторанаходится параллель, тем меньше угол падения солнечных лучей, темменьше она получает солнечного тепла.
В задании 13 проверяется умение приводить примеры опасныхприродных явлений в гидросфере и атмосфере. Требуется внимательнопрочитать текст и определить, о каком из изученных опасных природныхявлений говорится в тексте.
В задании 14 проверяется умение различать климаты Земли. Требуетсявнимательно прочитать представленное в задании описание климатаи определить, для какой из обозначенных на карте территорий характерентакой климат.
В задании 15 проверяется умение приводить примеры приспособленияживых организмов к среде обитания в разных природных зонах, примерыизменений в изученных геосферах в результате деятельности человекаи примеры путей решения существующих экологических проблем. Требуетсявыбрать из предложенного перечня вариант ответа, в котором правильноуказаны особенности растений или животных, характерных для той или иной природной зоны, а также правильно указать возможный путь решения одной из изученных экологических проблем.
В задании 16 проверяются умения различать растительный и животныймир разных территорий Земли, сравнивать особенности растительногои животного мира в различных природных зонах, сравнивать плодородиепочв в различных природных зонах. В задании требуется указатьпредставителя растительного или животного мира, характерного для тойили иной природной зоны (материка) и природную зону, почвы которойнаиболее плодородны.
В задании 17 проверяются умения: объяснять направление дневных и ночных бризов, муссонов, годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий; применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач. В задании может быть предложено объяснить изменение погоды (направления ветра, изменение атмосферного давления), наблюдаемое в реальной ситуации, а также причину изменения температуры воздуха в течение года или различие в количестве выпадающих атмосферных осадков.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный участником ВПР ответ совпадает с верным ответом.
Правильный ответ на каждое из заданий 1, 3–9 и 11–16 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые являются верными, и критерии оценивания.
К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.
Полученные участником ВПР баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл обучающегося переводится в отметку по пятибалльной шкале с учетом рекомендуемой шкалы перевода, приведённой ниже.
Максимальный первичный балл за выполнение работы – 19.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
«2»: 0–5
«3»: 6–11
«4»: 12–16
«5»: 17–19
Правильный ответ на каждое из заданий 1, 3–9 и 11–16 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые являются верными, и критерии оценивания.
К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.
Полученные участником ВПР баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл обучающегося переводится в отметку по пятибалльной шкале с учетом рекомендуемой шкалы перевода, приведённой ниже.
Максимальный первичный балл за выполнение работы – 19.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
«2»: 0–5
«3»: 6–11
«4»: 12–16
«5»: 17–19
→ Демоверсия: geo6-25.pdf
→ Описание работы: geo6-25-o.pdf
3 сентября 2024