Вариант ВПР для 6 класса по литературе
Тренировочный вариант для подготовки к ВПР по литературе с ответами.
1. Как называется построение художественного произведения?
2. Как называется большое по объёму эпическое произведение с несколькими сюжетными линиями?
Прочитайте текст и выполните задания 3-5.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно! — поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «уважительный в отношении к кому-либо».
4. Установите соответствие между примерами из текста и средствами художественной выразительности.
ПРИМЕРЫ
А) Но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой.
Б) Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились.
В) Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) олицетворение
2) эпитет
3) сравнение
4) метафора
5. Объясните, почему меняется поведение Тонкого?
ИЛИ
(блок 3-5)
Прочитайте и выполните задания 3-5.
(1)Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
(2)Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
(3)Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М.Ю. Лермонтов
3. Выпишите из 3 строфы слово, которое означает «тревожный, неспокойный».
4. Установите соответствие между примерами из текста и средствами художественной выразительности.
ПРИМЕРЫ
А) Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Б) Над ним луч солнца золотой.
В) А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) олицетворение
2) риторический вопрос
3) сравнение
4) эпитет
5. Объясните, как антитеза (противопоставление) помогает понять настроение стихотворения.
6. Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, проявляют человечность, неравнодушие. С кого из этих героев (героинь) Вы хотели бы брать пример? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
1. Как называется построение художественного произведения?
2. Как называется большое по объёму эпическое произведение с несколькими сюжетными линиями?
Прочитайте текст и выполните задания 3-5.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно! — поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
А.П. Чехов «Толстый и тонкий»
3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «уважительный в отношении к кому-либо».
4. Установите соответствие между примерами из текста и средствами художественной выразительности.
ПРИМЕРЫ
А) Но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой.
Б) Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились.
В) Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) олицетворение
2) эпитет
3) сравнение
4) метафора
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 30 слов.
5. Объясните, почему меняется поведение Тонкого?
ИЛИ
(блок 3-5)
Прочитайте и выполните задания 3-5.
(1)Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
(2)Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
(3)Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М.Ю. Лермонтов
3. Выпишите из 3 строфы слово, которое означает «тревожный, неспокойный».
4. Установите соответствие между примерами из текста и средствами художественной выразительности.
ПРИМЕРЫ
А) Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Б) Над ним луч солнца золотой.
В) А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) олицетворение
2) риторический вопрос
3) сравнение
4) эпитет
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 30 слов.
5. Объясните, как антитеза (противопоставление) помогает понять настроение стихотворения.
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.
6. Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, проявляют человечность, неравнодушие. С кого из этих героев (героинь) Вы хотели бы брать пример? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
23 января 2025