Решение демоверсии ВПР по литературе для 6 класса

Подробные ответы к заданиям демоверсии ВПР по литературе в 6 классе с критериями оценивания.

Демоверсия: демоверсия-6-лит.pdf
Описание: описание-6-лит.pdf

1. Как называется основная мысль литературного произведения?



2. Как называется небольшое эпическое произведение, как правило, рассказывающее об одном герое и одном событии?



Прочитайте текст и выполните задания 3–5.

– Куда ты? – тревожно спросила Елизавета Ивановна.
Мерцалов, взявшийся уже за ручку двери, обернулся.
– Всё равно, сидением ничего не поможешь, – хрипло ответил он. – Пойду ещё... Хоть милостыню попробую просить.

Выйдя на улицу, он пошёл бесцельно вперёд. Он ничего не искал, ни на что не надеялся. Он давно уже пережил то жгучее время бедности, когда мечтаешь найти на улице бумажник с деньгами или получить внезапно наследство от неизвестного троюродного дядюшки. Теперь им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи.

Просить милостыни? Он уже попробовал это средство сегодня два раза. Но в первый раз какой-то господин в енотовой шубе прочёл ему наставление, что надо работать, а не клянчить, а во второй – его обещали отправить в полицию.

Незаметно для себя Мерцалов очутился в центре города, у ограды густого общественного сада. Так как ему пришлось всё время идти в гору, то он запыхался и почувствовал усталость. Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип, занесённых снегом, спустился на низкую садовую скамейку.

Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.

А.И. Куприн. «Чудесный доктор»

3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «деньги, которые подают нищему».



4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

A) Теперь им овладело неудержимое желание бежать куда попало…
Б) Деревья <…> дремали в неподвижном величии.
B) …пробудили <…> жажду такого же спокойствия

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1) олицетворение
2) эпитет
3) сравнение
4) метафора



Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 30 слов.


5. Объясните, почему автор называет душу Мерцалова «истерзанной».




ИЛИ
(блок 3–5)


Прочитайте текст и выполните задания 3–5.

Листок

(1) Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.

(2) У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

(3) И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

(4) Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».

(5)«На что мне тебя? – отвечает младая чинара, –
Ты пылен и жёлт – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

М.Ю. Лермонтов

3. Выпишите из четвёртой строфы стихотворения слово, которое означает «чужак, нездешний человек».



4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

A) …увял я без сна и покоя…
Б) С ней шепчется ветер…
B) Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1) олицетворение
2) эпитет
3) сравнение
4) метафора



Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 30 слов.


5. Объясните, как антитеза (противопоставление) помогает воссоздать настроение стихотворения.



Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.


6. Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, проявляют находчивость, смекалку. С кого из этих героев (героинь) Вы хотели бы брать пример? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.

+2
24 марта 2025
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses