Задание 2 ВПР: морфологический разбор слова для 6 класса
План морфологического анализа слова и тренировочные задания для 6 класса.
План морфологического анализа для 6 класса (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение).
Имя существительное
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (предмет). Поставить слово в начальную форму (именительный падеж, единственное число).
II. Определить постоянные морфологические признаки (собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение).
Определить непостоянные морфологические признаки (число, падеж).
III. Синтаксическая роль в предложении (подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение). Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Имя прилагательное
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (признак предмета). Поставить слово в начальную форму (именительный падеж, единственное число, мужской род).
II. Определить постоянные морфологические признаки (разряд: качественное, относительное, притяжательное).
Определить непостоянные морфологические признаки (полная или краткая форма (у кач.), степень сравнения (сравнительная или превосходная, только у кач.), род только в единственном числе, число, падеж (только у полн. прил.). Род, число, падеж не определяются в простой сравнительной степени.
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Глагол
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (действие). Поставить слово в начальную форму (инфинитив).
II. Определить постоянные морфологические признаки (вид, спряжение, переходность, возвратность).
Определить непостоянные морфологические признаки (наклонение (изъявительное, повелительное, условное), число, время (только в изъявительном наклонении), лицо только для настоящего и будущего времени (также можно определить у глаголов повелительного наклонения), род только для прошедшего времени в ед. ч. и у глаголов условного наклонения)
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Имя числительное
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (число, количество, порядок при счёте). Поставить слово в начальную форму (зависит от разряда, И.п.; у порядковых числительных будет И.п., м.р.).
II. Определить постоянные морфологические признаки (разряд по составу (простое, сложное, составное), разряд по значению (количественное (целое, дробное или собирательное), порядковое).
Определить непостоянные морфологические признаки (падеж; род определяется у порядковых числительных и следующих количественных: один, одно, одна; два, две; оба, обе; число определяется у порядковых числительных и следующих количественных: один, одни; тысяча, тысячи; миллион, миллионы и др.)
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Местоимение
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (указывает на лицо, предмет, признак, количество ит.д.). Поставить слово в начальную форму (зависит от разряда).
II. Определить постоянные морфологические признаки (разряд (личные, возвратное, определительные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, притяжательные), лицо (только у личных).
Определить непостоянные морфологические признаки (падеж, число и род (у мест., указывающих на признак)
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Выполните морфологический анализ слов.
1. Падает (капля).
2. Заберётся (ёж).
3. (Мы) подождём.
4. Затерялась (между стволами).
5. Разгуляется (непогода).
6. (По) простым (дорогам).
7. (На) семьдесят (дорог).
8. (В) первый (класс).
9. (Называли) её (Машей).
10. Никто (не пришёл).
План морфологического анализа для 6 класса (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение).
Имя существительное
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (предмет). Поставить слово в начальную форму (именительный падеж, единственное число).
II. Определить постоянные морфологические признаки (собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение).
Определить непостоянные морфологические признаки (число, падеж).
III. Синтаксическая роль в предложении (подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение). Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Луна льёт тусклый свет на землю.
I. Свет (что?) — сущ., обозначает предмет. Н.ф.: свет.
II. П.п.: нариц., неодуш., м.р., 2 скл.
Н.п.: ед.ч., В.п.
III. Льёт (что?) свет. В предложении является дополнением.
I. Свет (что?) — сущ., обозначает предмет. Н.ф.: свет.
II. П.п.: нариц., неодуш., м.р., 2 скл.
Н.п.: ед.ч., В.п.
III. Льёт (что?) свет. В предложении является дополнением.
Имя прилагательное
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (признак предмета). Поставить слово в начальную форму (именительный падеж, единственное число, мужской род).
II. Определить постоянные морфологические признаки (разряд: качественное, относительное, притяжательное).
Определить непостоянные морфологические признаки (полная или краткая форма (у кач.), степень сравнения (сравнительная или превосходная, только у кач.), род только в единственном числе, число, падеж (только у полн. прил.). Род, число, падеж не определяются в простой сравнительной степени.
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Это платье красивее.
I. Красивее (каково?) — прил., обозначает признак предмета. Н.ф.: красивый.
II. П.п.: кач.
Н.п.: простая сравнительная степень.
III. Платье (каково?) красивее. В предложении является сказуемым.
I. Красивее (каково?) — прил., обозначает признак предмета. Н.ф.: красивый.
II. П.п.: кач.
Н.п.: простая сравнительная степень.
III. Платье (каково?) красивее. В предложении является сказуемым.
Глагол
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (действие). Поставить слово в начальную форму (инфинитив).
II. Определить постоянные морфологические признаки (вид, спряжение, переходность, возвратность).
Определить непостоянные морфологические признаки (наклонение (изъявительное, повелительное, условное), число, время (только в изъявительном наклонении), лицо только для настоящего и будущего времени (также можно определить у глаголов повелительного наклонения), род только для прошедшего времени в ед. ч. и у глаголов условного наклонения)
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Напишите мне завтра!
I. Напишите (что сделайте?) — гл., обозначает действие предмета. Н.ф.: написать.
II. П.п.: сов. вид, I спр., перех., невозвр.
Н.п.: повел. накл., мн.ч., 2 лицо)
III. (Что сделайте?) напишите. В предложении является сказуемым.
I. Напишите (что сделайте?) — гл., обозначает действие предмета. Н.ф.: написать.
II. П.п.: сов. вид, I спр., перех., невозвр.
Н.п.: повел. накл., мн.ч., 2 лицо)
III. (Что сделайте?) напишите. В предложении является сказуемым.
Имя числительное
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (число, количество, порядок при счёте). Поставить слово в начальную форму (зависит от разряда, И.п.; у порядковых числительных будет И.п., м.р.).
II. Определить постоянные морфологические признаки (разряд по составу (простое, сложное, составное), разряд по значению (количественное (целое, дробное или собирательное), порядковое).
Определить непостоянные морфологические признаки (падеж; род определяется у порядковых числительных и следующих количественных: один, одно, одна; два, две; оба, обе; число определяется у порядковых числительных и следующих количественных: один, одни; тысяча, тысячи; миллион, миллионы и др.)
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Я выучил пять стихотворений А.С. Пушкина.
I. Выучил (сколько?) пять (стихотворений) — числ., обозначает количество. Н.ф.: пять.
II. П.п.: прост., колич., целое
Н.п.: В.п.
III. Выучил (что?) пять стихотворений. В предложении является дополнением, подчёркивается вместе с существительным.
I. Выучил (сколько?) пять (стихотворений) — числ., обозначает количество. Н.ф.: пять.
II. П.п.: прост., колич., целое
Н.п.: В.п.
III. Выучил (что?) пять стихотворений. В предложении является дополнением, подчёркивается вместе с существительным.
Местоимение
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (указывает на лицо, предмет, признак, количество ит.д.). Поставить слово в начальную форму (зависит от разряда).
II. Определить постоянные морфологические признаки (разряд (личные, возвратное, определительные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, притяжательные), лицо (только у личных).
Определить непостоянные морфологические признаки (падеж, число и род (у мест., указывающих на признак)
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Ты знаешь мой номер?
I. Номер (чей?) мой — мест., указывает на признак предмета по принадлежности. Н.ф.: мой.
II. П.п.: притяж.
Н.п.: В.п., ед.ч., м.р.
III. Номер (чей?) мой. В предложении является определением.
I. Номер (чей?) мой — мест., указывает на признак предмета по принадлежности. Н.ф.: мой.
II. П.п.: притяж.
Н.п.: В.п., ед.ч., м.р.
III. Номер (чей?) мой. В предложении является определением.
Выполните морфологический анализ слов.
1. Падает (капля).
2. Заберётся (ёж).
3. (Мы) подождём.
4. Затерялась (между стволами).
5. Разгуляется (непогода).
6. (По) простым (дорогам).
7. (На) семьдесят (дорог).
8. (В) первый (класс).
9. (Называли) её (Машей).
10. Никто (не пришёл).
Вчера, 11:54