Задание 5 ВПР: грамматические ошибки для 6 класса

Теория для подготовки к заданию 5 ВПР в 6 классе и тренировочные упражения.

Морфологические нормы имён существительных

Окончания множественного числа (названия профессий, занимаемых должностей)

-А, -Я

-Ы, -И

директора

бухгалтеры

доктора

диспетчеры

инспектора

инженеры

кондуктора

инструкторы

кучера

лекторы

повара

редакторы

профессора

тренеры

сторожа

шофёры



Родительный падеж множественного числа (названия парных предметов)

-ОВ

НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ

гольфов

бахил

джинсов

ботинок

лампасов

брюк

носков

валенок

 

панталон

 

колготок

 

сапог

 

чулок

 

шорт

 

галош

-ОВ, -ЕВ

-ЕЙ

Нулевое окончание

брелоков

ведомостей

брызг

букет георгинов

козней

горелок

заморозков

отраслей

кочерёг

консервов

полыней

макарон

нервов

распрей

оладий

очистков

ружей

плеч

кореньев

свечей

партизан

платьев

скатертей

побережий

пожитков

яслей

сардин, шпрот



Формы Р.п.:

Единицы измерения: гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров; ампер, аршин, бит, ватт, вольт, рентген.
Существительные женского рода на –ня, -ля: барышень, басен, башен, вишен, деревень, кухонь, монахинь, нянь, погонь, пустынь, спален, таможен, яблонь, черешен, вафель, кастрюль, петель, туфель, цапель.
Национальности: казахов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов; армян, англичан, грузин, лезгин, молдаван, осетин; румын, туркмен, цыган, башкир, болгар, татар; бурят, турок.
Существительные среднего рода на –це, -ище в родительном падеже множественного числа: блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец, сердец, щупалец; болотцев, оконцев; корневищ, хранилищ.

Род несклоняемых существительных

Средний

Мужской

Женский

Неодушевленные: пюре, пальто, кашне.

Одушевлённые, обозначающие лиц мужского пола или животных: буржуа, кенгуру, шимпанзе.
Неодушевленные:кофе, пенальти, тенге, торнадо, аэрозоль, нашатырь, рояль, толь, тюль, шампунь.

Одушевлённые, обозначающие лиц женского пола: мисс, фрау, мадемуазель.
Неодушевлённые: авеню (улица), кольраби (капуста), медресе (школа), салями (колбаса), иваси (рыба), цеце (муха), бандероль, ваниль, вуаль, гуашь, мозоль, фасоль.




Морфологические нормы числительных

Числительные

Особенности склонения

Сорок, девяносто, сто

Имеют только две падежные формы:
И.п. = В.п.: сорок, девяносто, сто
Р.п., Д.п., Т.п., П.п.: сорока, девяноста, ста.

Полтора, полтораста

И.п. = В.п.: полтора, полтораста
Р.п., Д.п., Т.п., П.п.: полутора, полутораста

Пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят

Склоняются обе части слова:
И.п. = В.п.: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят,восемьдесят
Р.п. = Д.п. = П.п.: пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти
Т.п.: пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (восьмьюдесятью).

Двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот

Склоняются обе части слова:
И.п. двести, пятьсот
Р.п. двухсот, пятисот
Д.п.: двумстам, пятистам
В.п.: двести, пятьсот
Т.п.: двумястами, пятьюстами
П.п.: о двухстах, пятистах

Тысяча

Склоняется, как существительное 1 склонения: тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче.

Миллион, миллиард

Склоняется, как существительное 2 склонения: миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе.



Собирательные числительные употребляются ТОЛЬКО:

С сущ., обозначающими лиц мужского пола: двое сыновей, трое мальчиков.
Детёнышей животных: пятеро щенков, семеро котят.
Парные или составные предметы: двое ножниц.
Имеющими форму только мн. числа: шестеро суток.
Со словами дети, люди, ребята: трое детей, шестеро ребят.

Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба друга, оба окна; числительное обе употребляется только с существительными женского рода: обе подруги, обе книги.


Употребление форм глаголов

Ошибочные формы

Правильные формы

берегешь

бережешь

выздоровишь

выздоровеешь

Едь, ехай, езжай

поезжай

Жгет, сожгем, разожгешь

Жжет, сожжет, разожжешь

Замерзнул, окрепнул

Замерз, окреп

Исчезнул, увянул, утихнул

Исчез, увял, утих

колыхает

колышет

кудахтает

кудахчет

махаю

машу

Лазию, лазиешь, лазиют

Лажу, лазишь, лазят

плескает

плещет

подскользнуться

поскользнуться

положь

положи

полоскаю

полощу

придти

прийти

трожь

трогай

хочут

хотят

Щипит, щипает

щиплет




Степени сравнения прилагательных

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма образуется от основы прилагательного путем прибавления суффиксов –ее, -ей, -е, -ше
(красивее, выше, умней)

Простая форма образуется от основы прилагательного путем прибавления суффиксов –ейш-, -айш-
(крупнейший, высочайший)

Составная форма образуется путем прибавления к прилагательному слов более, менее: менее ласковый.

Составная форма образуется путем прибавления к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый сладкий.
Путем прибавления слов всех, всего к простой форме сравнительной степени прилагательного: милее всех, важнее всего.



Нельзя смешивать простую и составную степени. Правильно: интереснее или более интересный, красивее или более красивый, интереснейший или самый интересный и т.д.

Неправильно: более интереснее, менее красивее, самый интереснейший.

Образование форм простой сравнительной степени некоторых прилагательных

Начальная форма

Сравнительная степень

близкий

ближе

богатый

богаче

гладкий

глаже

жидкий

жиже

короткий

короче

молодой

моложе

горький

горше

маленький

меньше

хороший

лучше

плохой

хуже

редкий

реже

сухой

суше

тугой

туже

тонкий

тоньше

сладкий

слаще

низкий

ниже




Тренировочные задания

1. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) брат сильнее всех
2) к восемьдесяти скрепкам
3) яблочная повидло
4) у трёх учениц



2. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) более высокое здание
2) с шестьюдесятью вагонами
3) красивое Сочи
4) для четверых женщин



3. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) кресло более удобнее
2) двумстам ученикам
3) жуткое торнадо
4) с двумя ученицами



4. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) самый красивейший вид
2) широкая авеню
3) с семистами эскизами
4) у семерых офицеров



5. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) точные адреса
2) опытные инструкторы
3) пару бахилов
4) одеть на себя



6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) положение более легче
2) из семидесяти участников
3) моя фамилия
4) с обоими сумками



7. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) в девятистах километрах
2) вкусное салями (салями — колбаса)
3) самый умный
4) у обоих сестёр



8. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) самый глубочайший
2) свыше пятиста человек
3) очень красивый пейзаж
4) приложить к обоим ушам



9. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) красивое Тбилиси
2) вкусный кофе
3) у обоих подруг
4) более ответственный



10. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) прополоскай
2) с пятьюстами рублями
3) сохли (на солнце)
4) пару полотенцев


0
Сегодня, 11:16
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses