Задание 10 ВПР: грамматические ошибки

Виды грамматических ошибок для подготовки к ВПР в 8 классе и тренировочные задания.


Ошибка в построении предложения с причастным оборотом

1. Ошибка в согласовании определения с определяемым словом (в окончании): скрипке, играющая в саду. (правильно: играющей).

2. Нарушен порядок слов в построении причастного оборота (определяемое сущ. стоит внутри причастного оборота): не прочитанная книга учеником. (правильно: книга, не прочитанная учеником).

3. С причастиями частица БЫ не употребляется, т.к. у причастий нет формы наклонения: прочитавший бы книгу.

4. Употребление страдательного причастия вместо действительного и наоборот: здание, построившееся рабочими в прошлом году. (правильно: здание, построенное рабочими в прошлом году).

5. При определяемом слове не должно стоять указательное (тот, этот, и др.) местоимения: я учусь в той гимназии, находящейся на соседней улице.

6. Причастия не могут употребляться в будущем времени: пойдём на турнир, проходящий в следующие выходные.

7. Нельзя отбрасывать суффикса –СЯ в причастиях, если они образованы от возвратных глаголов: смеющие лица школьников.


Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

1. Деепричастия должны быть одного вида: читая книгу и подчеркнув важные детали... (правильно: читая книгу и подчёркивая важные детали...)

2. Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц: танцуя, мои очки упали... (правильно: когда я танцевал, мои очки упали).

3. Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении: придя в школу, мне стало скучно. (правильно: когда я пришёл в школу, мне стало скучно).


Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом

1. Нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: уроки прошли согласно расписания. (правильно: согласно расписанию).

Благодаря, вопреки, согласно, наперекор, навстречу употребляются только с ДАТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ!

2. Нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово»: надо срочно оплатить за проезд. (правильно: надо срочно оплатить проезд).

3. Предлоги В и НА имеют антонимы: В – ИЗ, НА – С.: я пришёл со школы, я вернулся с Москвы, поехал в Кавказ... (правильно: я пришёл из школы, я вернулся из Москвы, поехал на Кавказ).

4. Предлог ПО в значении «ПОСЛЕ» управляет П.п. В значении же причины или цели ПО управляет Д.п.

Запомнить: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по возвращениИ, по предъявлениИ, по истечениИ, по прочтениИ, по приездЕ, по прилётЕ, по приходЕ.


Ошибка в построении предложения с однородными членами

1. Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять:

1) разные синтаксические конструкции: ученик, выучивший параграф и который вышел к доске... (правильно: ученик, который выучил параграф и вышел отвечать к доске).

2) формы частей речи (полную и краткую): она добра и чистосердечная. (правильно: она добрая и чистосердечная).

3) слова, выраженные разными частями речи: я люблю гулять и чтение. (правильно: я люблю гулять и читать).

2. Части двойного союза (как, так и; не только, но; не столько, сколько...) должны соединять непосредственно однородные члены: концерт был не только интересным для участников, но и для зрителей. (правильно: концерт был интересным не только для участников, но и для зрителей).

3. Части двойного союза нельзя переставлять или менять: здесь были как учащиеся школ, а также студенты. (правильно: здесь были как учащиеся школ, так и студенты).


Тренировочные задания

1. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Игра не состоялась по причине отсутствию тренера.
2) Сергей записался в секцию вопреки желанию родителей
3) Возражая собеседнику, я привёл свои аргументы.
4) Наш котенок стал усидчивым и спокоен.



2. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Согласно древних медицинских трактатов, рисовая каша укрепляет желудок.
2) Показывая свой взгляд на мир природы, художники создают картины.
3) Компьютерный проектор показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
4) По окончании торжественной части гостей форума пригласили на просмотр фильма.



3. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.
2) Прочитав эту книгу, я запомнил многих героев, смелых, весёлых, отважных.
3) Сергиев Посад знаменит благодаря ансамблю монастыря Троице-Сергиевой лавры.
4) Сразу по приезду в село Константиново школьники отправились в музей.



4. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Вопреки расхожего мнения, настоящий астраханский арбуз невелик и мякоть у него не красная, а розовая.
2) Медленно передвигая ноги, я вместе с моей собакой поднимался по горной тропинке.
3) Рыбная ловля не только источник дохода, а также и часть национальной культуры на Дальнем Востоке.
4) По окончании выпечки следует, выключив плиту, оставить пироги внутри духовки с открытой дверцей.



5. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Он простужен и встревоженный.
2) Сделав работу, они отдыхали.
3) Благодаря зазеленевших растений весенний сад преобразился.
4) Согласно закону человек имеет право на бесплатное образование.



6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Благодаря писателям оживают страницы книг.
2) Приехав в деревню, я загрустил.
3) Книги эти интересны и хорошо оформленные.
4) Он всегда уделял внимание на свое здоровье.



7. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Выполнять задания нужно в соответствии с образцом.
2) Ребята провели время, рассматривая семейный альбом.
3) Мы приехали к бабушке накануне Рождеству.
4) Небо над нами было голубым и безоблачно.



8. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Благодаря удобства веломобиля им могут пользоваться люди разного возраста.
2) Проходя вдоль стен картинной галереи, Ольга обратила внимание на небольшой пейзаж.
3) Интерес к исследованию окружающего мира свойственен не только человеку, а также животным.
4) По приезде в родной город я прогулялся по знакомым с детства узким улицам, заглянул в чайхану.



9. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Детский хор не только исполнял «Катюшу», но и «Смуглянку».
2) Он действовал согласно приказа руководства.
3) Вернувшись из школы, друзья отправились на речку.
4) По приезде в деревню мы сразу побежали на речку.



10. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Работая на заводе, мы приобретали новые умения.
2) По завершении соревнований мы отправились на спортивную базу.
3) В автобусе мы сразу оплатили за проезд.
4) Мы играли не только в футбол, но и прыгали на батуте.

0
17 марта 2025
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses