Задание 10 ВПР: грамматические ошибки
Виды грамматических ошибок для подготовки к ВПР в 8 классе и тренировочные задания.
Ошибка в построении предложения с причастным оборотом
1. Ошибка в согласовании определения с определяемым словом (в окончании): скрипке, играющая в саду. (правильно: играющей).
2. Нарушен порядок слов в построении причастного оборота (определяемое сущ. стоит внутри причастного оборота): не прочитанная книга учеником. (правильно: книга, не прочитанная учеником).
3. С причастиями частица БЫ не употребляется, т.к. у причастий нет формы наклонения: прочитавший бы книгу.
4. Употребление страдательного причастия вместо действительного и наоборот: здание, построившееся рабочими в прошлом году. (правильно: здание, построенное рабочими в прошлом году).
5. При определяемом слове не должно стоять указательное (тот, этот, и др.) местоимения: я учусь в той гимназии, находящейся на соседней улице.
6. Причастия не могут употребляться в будущем времени: пойдём на турнир, проходящий в следующие выходные.
7. Нельзя отбрасывать суффикса –СЯ в причастиях, если они образованы от возвратных глаголов: смеющие лица школьников.
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
1. Деепричастия должны быть одного вида: читая книгу и подчеркнув важные детали... (правильно: читая книгу и подчёркивая важные детали...)
2. Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц: танцуя, мои очки упали... (правильно: когда я танцевал, мои очки упали).
3. Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении: придя в школу, мне стало скучно. (правильно: когда я пришёл в школу, мне стало скучно).
Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом
1. Нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: уроки прошли согласно расписания. (правильно: согласно расписанию).
Благодаря, вопреки, согласно, наперекор, навстречу употребляются только с ДАТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ!
2. Нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово»: надо срочно оплатить за проезд. (правильно: надо срочно оплатить проезд).
3. Предлоги В и НА имеют антонимы: В – ИЗ, НА – С.: я пришёл со школы, я вернулся с Москвы, поехал в Кавказ... (правильно: я пришёл из школы, я вернулся из Москвы, поехал на Кавказ).
4. Предлог ПО в значении «ПОСЛЕ» управляет П.п. В значении же причины или цели ПО управляет Д.п.
Запомнить: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по возвращениИ, по предъявлениИ, по истечениИ, по прочтениИ, по приездЕ, по прилётЕ, по приходЕ.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
1. Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять:
1) разные синтаксические конструкции: ученик, выучивший параграф и который вышел к доске... (правильно: ученик, который выучил параграф и вышел отвечать к доске).
2) формы частей речи (полную и краткую): она добра и чистосердечная. (правильно: она добрая и чистосердечная).
3) слова, выраженные разными частями речи: я люблю гулять и чтение. (правильно: я люблю гулять и читать).
2. Части двойного союза (как, так и; не только, но; не столько, сколько...) должны соединять непосредственно однородные члены: концерт был не только интересным для участников, но и для зрителей. (правильно: концерт был интересным не только для участников, но и для зрителей).
3. Части двойного союза нельзя переставлять или менять: здесь были как учащиеся школ, а также студенты. (правильно: здесь были как учащиеся школ, так и студенты).
Тренировочные задания
1. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Игра не состоялась по причине отсутствию тренера.
2) Сергей записался в секцию вопреки желанию родителей
3) Возражая собеседнику, я привёл свои аргументы.
4) Наш котенок стал усидчивым и спокоен.
2. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Согласно древних медицинских трактатов, рисовая каша укрепляет желудок.
2) Показывая свой взгляд на мир природы, художники создают картины.
3) Компьютерный проектор показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
4) По окончании торжественной части гостей форума пригласили на просмотр фильма.
3. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.
2) Прочитав эту книгу, я запомнил многих героев, смелых, весёлых, отважных.
3) Сергиев Посад знаменит благодаря ансамблю монастыря Троице-Сергиевой лавры.
4) Сразу по приезду в село Константиново школьники отправились в музей.
4. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Вопреки расхожего мнения, настоящий астраханский арбуз невелик и мякоть у него не красная, а розовая.
2) Медленно передвигая ноги, я вместе с моей собакой поднимался по горной тропинке.
3) Рыбная ловля не только источник дохода, а также и часть национальной культуры на Дальнем Востоке.
4) По окончании выпечки следует, выключив плиту, оставить пироги внутри духовки с открытой дверцей.
5. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Он простужен и встревоженный.
2) Сделав работу, они отдыхали.
3) Благодаря зазеленевших растений весенний сад преобразился.
4) Согласно закону человек имеет право на бесплатное образование.
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Благодаря писателям оживают страницы книг.
2) Приехав в деревню, я загрустил.
3) Книги эти интересны и хорошо оформленные.
4) Он всегда уделял внимание на свое здоровье.
7. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Выполнять задания нужно в соответствии с образцом.
2) Ребята провели время, рассматривая семейный альбом.
3) Мы приехали к бабушке накануне Рождеству.
4) Небо над нами было голубым и безоблачно.
8. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Благодаря удобства веломобиля им могут пользоваться люди разного возраста.
2) Проходя вдоль стен картинной галереи, Ольга обратила внимание на небольшой пейзаж.
3) Интерес к исследованию окружающего мира свойственен не только человеку, а также животным.
4) По приезде в родной город я прогулялся по знакомым с детства узким улицам, заглянул в чайхану.
9. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Детский хор не только исполнял «Катюшу», но и «Смуглянку».
2) Он действовал согласно приказа руководства.
3) Вернувшись из школы, друзья отправились на речку.
4) По приезде в деревню мы сразу побежали на речку.
10. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Работая на заводе, мы приобретали новые умения.
2) По завершении соревнований мы отправились на спортивную базу.
3) В автобусе мы сразу оплатили за проезд.
4) Мы играли не только в футбол, но и прыгали на батуте.
Ошибка в построении предложения с причастным оборотом
1. Ошибка в согласовании определения с определяемым словом (в окончании): скрипке, играющая в саду. (правильно: играющей).
2. Нарушен порядок слов в построении причастного оборота (определяемое сущ. стоит внутри причастного оборота): не прочитанная книга учеником. (правильно: книга, не прочитанная учеником).
3. С причастиями частица БЫ не употребляется, т.к. у причастий нет формы наклонения: прочитавший бы книгу.
4. Употребление страдательного причастия вместо действительного и наоборот: здание, построившееся рабочими в прошлом году. (правильно: здание, построенное рабочими в прошлом году).
5. При определяемом слове не должно стоять указательное (тот, этот, и др.) местоимения: я учусь в той гимназии, находящейся на соседней улице.
6. Причастия не могут употребляться в будущем времени: пойдём на турнир, проходящий в следующие выходные.
7. Нельзя отбрасывать суффикса –СЯ в причастиях, если они образованы от возвратных глаголов: смеющие лица школьников.
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
1. Деепричастия должны быть одного вида: читая книгу и подчеркнув важные детали... (правильно: читая книгу и подчёркивая важные детали...)
2. Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц: танцуя, мои очки упали... (правильно: когда я танцевал, мои очки упали).
3. Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении: придя в школу, мне стало скучно. (правильно: когда я пришёл в школу, мне стало скучно).
Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом
1. Нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: уроки прошли согласно расписания. (правильно: согласно расписанию).
Благодаря, вопреки, согласно, наперекор, навстречу употребляются только с ДАТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ!
2. Нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово»: надо срочно оплатить за проезд. (правильно: надо срочно оплатить проезд).
3. Предлоги В и НА имеют антонимы: В – ИЗ, НА – С.: я пришёл со школы, я вернулся с Москвы, поехал в Кавказ... (правильно: я пришёл из школы, я вернулся из Москвы, поехал на Кавказ).
4. Предлог ПО в значении «ПОСЛЕ» управляет П.п. В значении же причины или цели ПО управляет Д.п.
Запомнить: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по возвращениИ, по предъявлениИ, по истечениИ, по прочтениИ, по приездЕ, по прилётЕ, по приходЕ.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
1. Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять:
1) разные синтаксические конструкции: ученик, выучивший параграф и который вышел к доске... (правильно: ученик, который выучил параграф и вышел отвечать к доске).
2) формы частей речи (полную и краткую): она добра и чистосердечная. (правильно: она добрая и чистосердечная).
3) слова, выраженные разными частями речи: я люблю гулять и чтение. (правильно: я люблю гулять и читать).
2. Части двойного союза (как, так и; не только, но; не столько, сколько...) должны соединять непосредственно однородные члены: концерт был не только интересным для участников, но и для зрителей. (правильно: концерт был интересным не только для участников, но и для зрителей).
3. Части двойного союза нельзя переставлять или менять: здесь были как учащиеся школ, а также студенты. (правильно: здесь были как учащиеся школ, так и студенты).
Тренировочные задания
1. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Игра не состоялась по причине отсутствию тренера.
2) Сергей записался в секцию вопреки желанию родителей
3) Возражая собеседнику, я привёл свои аргументы.
4) Наш котенок стал усидчивым и спокоен.
2. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Согласно древних медицинских трактатов, рисовая каша укрепляет желудок.
2) Показывая свой взгляд на мир природы, художники создают картины.
3) Компьютерный проектор показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
4) По окончании торжественной части гостей форума пригласили на просмотр фильма.
3. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.
2) Прочитав эту книгу, я запомнил многих героев, смелых, весёлых, отважных.
3) Сергиев Посад знаменит благодаря ансамблю монастыря Троице-Сергиевой лавры.
4) Сразу по приезду в село Константиново школьники отправились в музей.
4. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Вопреки расхожего мнения, настоящий астраханский арбуз невелик и мякоть у него не красная, а розовая.
2) Медленно передвигая ноги, я вместе с моей собакой поднимался по горной тропинке.
3) Рыбная ловля не только источник дохода, а также и часть национальной культуры на Дальнем Востоке.
4) По окончании выпечки следует, выключив плиту, оставить пироги внутри духовки с открытой дверцей.
5. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Он простужен и встревоженный.
2) Сделав работу, они отдыхали.
3) Благодаря зазеленевших растений весенний сад преобразился.
4) Согласно закону человек имеет право на бесплатное образование.
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Благодаря писателям оживают страницы книг.
2) Приехав в деревню, я загрустил.
3) Книги эти интересны и хорошо оформленные.
4) Он всегда уделял внимание на свое здоровье.
7. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Выполнять задания нужно в соответствии с образцом.
2) Ребята провели время, рассматривая семейный альбом.
3) Мы приехали к бабушке накануне Рождеству.
4) Небо над нами было голубым и безоблачно.
8. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Благодаря удобства веломобиля им могут пользоваться люди разного возраста.
2) Проходя вдоль стен картинной галереи, Ольга обратила внимание на небольшой пейзаж.
3) Интерес к исследованию окружающего мира свойственен не только человеку, а также животным.
4) По приезде в родной город я прогулялся по знакомым с детства узким улицам, заглянул в чайхану.
9. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Детский хор не только исполнял «Катюшу», но и «Смуглянку».
2) Он действовал согласно приказа руководства.
3) Вернувшись из школы, друзья отправились на речку.
4) По приезде в деревню мы сразу побежали на речку.
10. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Работая на заводе, мы приобретали новые умения.
2) По завершении соревнований мы отправились на спортивную базу.
3) В автобусе мы сразу оплатили за проезд.
4) Мы играли не только в футбол, но и прыгали на батуте.
17 марта 2025