Демоверсия ВПР 2025 по географии в 8 классе
Официальный образец (демоверсия) проверочной работы по географии.
Все ВПР в 2025 году пройдут с 11 апреля по 16 мая.
Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.
На выполнение проверочной работы отводится два урока (не более 45 минут каждый). Работа состоит из двух частей. Задания частей 1 и 2 могут выполняться в один день с перерывом не менее 10 минут или в разные дни. На выполнение заданий каждой части отводится один урок (не более 45 минут).
При проведении работы разрешается пользоваться непрограммируемым калькулятором и географическим атласом для 8 класса любого издательства.
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
→ Демоверсия: geo8-25.pdf
→ Описание работы: geo8-25-o.pdf
Все ВПР в 2025 году пройдут с 11 апреля по 16 мая.
Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.
На выполнение проверочной работы отводится два урока (не более 45 минут каждый). Работа состоит из двух частей. Задания частей 1 и 2 могут выполняться в один день с перерывом не менее 10 минут или в разные дни. На выполнение заданий каждой части отводится один урок (не более 45 минут).
При проведении работы разрешается пользоваться непрограммируемым калькулятором и географическим атласом для 8 класса любого издательства.
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
При выполнении всех заданий проверочной работы можно использовать карты географического атласа для 8 класса, поэтому важно помнить, какие карты есть в нем, и иметь представление о том, какую информацию, необходимую для выполнения того или иного задания, можно извлечь из них.
В задании 1 проверяется умение показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России, а также крупные реки и озера, расположенные на территории России. Требуется к каждому природному объекту из первого столбца подобрать цифру, которой он обозначен на карте. Для успешного выполнения задания следует найти нужную карту в атласе, на которой обозначены крупные природные объекты, расположенные в России или характеризующие географическое положение России.
В задании 2 проверяется умение характеризовать географическое положение России. Для успешного выполнения задания нужно найти карту, на которой обозначены страны, граничащие с Россией, а также природные объекты, по которым проходит Государственная граница России. В качестве ответа нужно указать номер выбранной страны.
В задании 3 проверяется умение использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России для решения практико-ориентированных задач. При выполнении задания нужно определить, какой буквой на схеме обозначен каждый из двух элементов в первом столбце. В ответе нужно записать получившуюся последовательность цифр.
В задании 4 проверяется умение использовать знания о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания.
1. Найти карту, на которой обозначены субъекты Российской Федерации и их административные центры.
2. Определить административный центр региона России, недостающий в тексте задания.
3. Выбрать карту, на которой показаны различия во времени на территории России.
4. Используя обе карты, определить разность во времени между городами, указанными в задании (билете на самолет).
5. Заполнить пропуски недостающей информацией.
В задании 5 проверяются умения проводить классификацию природных ресурсов, распознавать типы природопользования, а также приводить примеры рационального и нерационального природопользования. При выполнении задания нужно определить, к какому виду природных ресурсов из правого столбца относится каждый из примеров природных ресурсов из левого столбца. Также нужно понимать, какие примеры хозяйственной деятельности относятся к рациональному природопользованию, а какие – к нерациональному.
В задании 6 оценивается умение сравнивать слои горных пород по возрасту. Для выполнения задания нужно ознакомиться со схемой, на которой обозначены слои горных пород. С помощью условных знаков нужно определить расположение слоев горных пород, после чего расположить обозначающие слои цифры в порядке увеличения возраста горных пород, слагающих эти слои, или определить, к какой геологической эре относится каждый из слоев, обозначенных на схеме.
В задании 7 проверяются умения: оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; сравнивать особенности климата отдельных территорий страны, морей, крупных рек и озер России, особенности растительного и животного мира и почв природных зон России. Для успешного выполнения задания следует представлять основные закономерности распределения средних температур воздуха в июле и январе, годового количества осадков, условий увлажнения в различных природных зонах. Также следует понимать географические различия питания и режима рек России, гидрологического режима рек и озер, закономерности размещения озер с различными типами происхождения котловин. Может потребоваться вспомнить основные различия растительного и животного мира разных природных зон, а также основные различия типов почв России. Рекомендуется при выполнении задания использовать тематические карты атласа.
В заданиях 8 и 9 оцениваются умения по работе с картой погоды.
При выполнении задания 8 необходимо продемонстрировать умения описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания.
1. Внимательно прочитать описание погоды в тексте задания.
2. С помощью легенды карты определить, какими условными знаками может быть обозначена погода в описании.
3. Найти на карте полное сочетание условных знаков, описывающих нужную погоду.
4. Выбрать соответствующий город на карте, погода в котором полностью подходит под описание, и записать его название в ответе.
В задании 9 проверяется умение использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания.
1. Найти на карте погоды город, о котором говорится в тексте задания.
2. С помощью легенды карты определить погодное явление, которое может наблюдаться в этом городе в ближайшее время.
3. Определить, как связано изменение погоды, описанное в тексте задания, с погодным явлением, обозначенным на карте погоды.
4. Записать развернутый ответ.
В задании 10 проверяется умение проводить классификацию типов климата России. Для этого необходимо уметь «читать» климатограмму, т.е. определять по ней среднюю температуру воздуха самого теплого и самого холодного месяцев, годовое количество и ход осадков. Для успешного выполнения задания рекомендуется использовать климатическую карту России и карту климатических поясов и областей России. Необходимо выбрать из списка название климатического пояса и типа климата, записать их под соответствующими климатограммами.
В задании 11 также проверяется умение по работе с климатограммой. В первой части задания нужно определить, какая из климатограмм из предыдущего задания (задание 10) отражает тип климата указанного города. Для этого нужно найти данный город на карте, определить по карте климатических поясов и областей тип климата, характерный для него, выбрать из двух климатограмм подходящую по типу климата. Далее нужно применить умение переносить информацию из одного вида (график и диаграмма) в другой вид (таблица). Используя данные выбранной климатограммы, нужно правильно заполнить пустые графы таблицы. Следует помнить о том, что данные климатограммы нужно перенести в таблицу максимально точно, без погрешностей.
В задании 12 проверяется умение проводить классификацию населенных пунктов России по заданным основаниям. Для выполнения задания нужно найти в атласе карту, на которой отражена численность населения городов. Далее нужно найти эти города на карте, с помощью легенды карты определить, к какой группе по численности населения относится каждый из городов. Далее надо подобрать к каждому городу группу по численности населения, к которой он относится, записать ответ в виде последовательности цифр.
В задании 13 проверяется умение различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, ее отдельных регионов. Следует иметь представление о рождаемости, смертности, естественном приросте населения и их влиянии на динамику численности населения. Для выполнения задания также потребуются умения по работе с информацией, представленной в графической форме.
В задании 14 проверяется умение применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения» для решения поставленной задачи. При выполнении задания нужно использовать данные, представленные в источнике информации, для расчета какого-либо показателя, отражающего особенности динамики численности населения.
В задании 15 проверяются умения: выбирать источники географической информации, необходимые для изучения особенностей населения России; применять понятия «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения» для решения задач.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания.
1. Найти в атласе карты, на которых обозначены указанные регионы России и плотность населения.
2. С помощью легенды карты, а также имея представление о закономерностях размещения населения в России, определить среднюю плотность населения в указанных регионах.
3. Сравнить регионы по средней плотности населения и выбрать регион в соответствии с поставленной задачей.
В задании 16 проверяется умение применять различные понятия, характеризующие природные объекты и их свойства, процессы и явления: «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна», «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы», «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; демографические и социальные процессы и явления: «городская агломерация», «поселок городского типа», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения». Для выполнения задания необходимо знать главные признаки этих понятий.
В задании 17 проверяются умения: объяснять распространение природных процессов и явлений на территории страны, в том числе опасных явлений природы; объяснять особенности компонентов природы в разных частях страны, особенности взаимодействия человека и природы – влияние хозяйственной деятельности на компоненты природы, влияние природных особенностей на расселение людей и хозяйственную деятельность. Также в задании может проверяться умение использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
В задании 1 проверяется умение показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России, а также крупные реки и озера, расположенные на территории России. Требуется к каждому природному объекту из первого столбца подобрать цифру, которой он обозначен на карте. Для успешного выполнения задания следует найти нужную карту в атласе, на которой обозначены крупные природные объекты, расположенные в России или характеризующие географическое положение России.
В задании 2 проверяется умение характеризовать географическое положение России. Для успешного выполнения задания нужно найти карту, на которой обозначены страны, граничащие с Россией, а также природные объекты, по которым проходит Государственная граница России. В качестве ответа нужно указать номер выбранной страны.
В задании 3 проверяется умение использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России для решения практико-ориентированных задач. При выполнении задания нужно определить, какой буквой на схеме обозначен каждый из двух элементов в первом столбце. В ответе нужно записать получившуюся последовательность цифр.
В задании 4 проверяется умение использовать знания о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания.
1. Найти карту, на которой обозначены субъекты Российской Федерации и их административные центры.
2. Определить административный центр региона России, недостающий в тексте задания.
3. Выбрать карту, на которой показаны различия во времени на территории России.
4. Используя обе карты, определить разность во времени между городами, указанными в задании (билете на самолет).
5. Заполнить пропуски недостающей информацией.
В задании 5 проверяются умения проводить классификацию природных ресурсов, распознавать типы природопользования, а также приводить примеры рационального и нерационального природопользования. При выполнении задания нужно определить, к какому виду природных ресурсов из правого столбца относится каждый из примеров природных ресурсов из левого столбца. Также нужно понимать, какие примеры хозяйственной деятельности относятся к рациональному природопользованию, а какие – к нерациональному.
В задании 6 оценивается умение сравнивать слои горных пород по возрасту. Для выполнения задания нужно ознакомиться со схемой, на которой обозначены слои горных пород. С помощью условных знаков нужно определить расположение слоев горных пород, после чего расположить обозначающие слои цифры в порядке увеличения возраста горных пород, слагающих эти слои, или определить, к какой геологической эре относится каждый из слоев, обозначенных на схеме.
В задании 7 проверяются умения: оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; сравнивать особенности климата отдельных территорий страны, морей, крупных рек и озер России, особенности растительного и животного мира и почв природных зон России. Для успешного выполнения задания следует представлять основные закономерности распределения средних температур воздуха в июле и январе, годового количества осадков, условий увлажнения в различных природных зонах. Также следует понимать географические различия питания и режима рек России, гидрологического режима рек и озер, закономерности размещения озер с различными типами происхождения котловин. Может потребоваться вспомнить основные различия растительного и животного мира разных природных зон, а также основные различия типов почв России. Рекомендуется при выполнении задания использовать тематические карты атласа.
В заданиях 8 и 9 оцениваются умения по работе с картой погоды.
При выполнении задания 8 необходимо продемонстрировать умения описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания.
1. Внимательно прочитать описание погоды в тексте задания.
2. С помощью легенды карты определить, какими условными знаками может быть обозначена погода в описании.
3. Найти на карте полное сочетание условных знаков, описывающих нужную погоду.
4. Выбрать соответствующий город на карте, погода в котором полностью подходит под описание, и записать его название в ответе.
В задании 9 проверяется умение использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания.
1. Найти на карте погоды город, о котором говорится в тексте задания.
2. С помощью легенды карты определить погодное явление, которое может наблюдаться в этом городе в ближайшее время.
3. Определить, как связано изменение погоды, описанное в тексте задания, с погодным явлением, обозначенным на карте погоды.
4. Записать развернутый ответ.
В задании 10 проверяется умение проводить классификацию типов климата России. Для этого необходимо уметь «читать» климатограмму, т.е. определять по ней среднюю температуру воздуха самого теплого и самого холодного месяцев, годовое количество и ход осадков. Для успешного выполнения задания рекомендуется использовать климатическую карту России и карту климатических поясов и областей России. Необходимо выбрать из списка название климатического пояса и типа климата, записать их под соответствующими климатограммами.
В задании 11 также проверяется умение по работе с климатограммой. В первой части задания нужно определить, какая из климатограмм из предыдущего задания (задание 10) отражает тип климата указанного города. Для этого нужно найти данный город на карте, определить по карте климатических поясов и областей тип климата, характерный для него, выбрать из двух климатограмм подходящую по типу климата. Далее нужно применить умение переносить информацию из одного вида (график и диаграмма) в другой вид (таблица). Используя данные выбранной климатограммы, нужно правильно заполнить пустые графы таблицы. Следует помнить о том, что данные климатограммы нужно перенести в таблицу максимально точно, без погрешностей.
В задании 12 проверяется умение проводить классификацию населенных пунктов России по заданным основаниям. Для выполнения задания нужно найти в атласе карту, на которой отражена численность населения городов. Далее нужно найти эти города на карте, с помощью легенды карты определить, к какой группе по численности населения относится каждый из городов. Далее надо подобрать к каждому городу группу по численности населения, к которой он относится, записать ответ в виде последовательности цифр.
В задании 13 проверяется умение различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, ее отдельных регионов. Следует иметь представление о рождаемости, смертности, естественном приросте населения и их влиянии на динамику численности населения. Для выполнения задания также потребуются умения по работе с информацией, представленной в графической форме.
В задании 14 проверяется умение применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения» для решения поставленной задачи. При выполнении задания нужно использовать данные, представленные в источнике информации, для расчета какого-либо показателя, отражающего особенности динамики численности населения.
В задании 15 проверяются умения: выбирать источники географической информации, необходимые для изучения особенностей населения России; применять понятия «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения» для решения задач.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания.
1. Найти в атласе карты, на которых обозначены указанные регионы России и плотность населения.
2. С помощью легенды карты, а также имея представление о закономерностях размещения населения в России, определить среднюю плотность населения в указанных регионах.
3. Сравнить регионы по средней плотности населения и выбрать регион в соответствии с поставленной задачей.
В задании 16 проверяется умение применять различные понятия, характеризующие природные объекты и их свойства, процессы и явления: «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна», «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы», «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; демографические и социальные процессы и явления: «городская агломерация», «поселок городского типа», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения». Для выполнения задания необходимо знать главные признаки этих понятий.
В задании 17 проверяются умения: объяснять распространение природных процессов и явлений на территории страны, в том числе опасных явлений природы; объяснять особенности компонентов природы в разных частях страны, особенности взаимодействия человека и природы – влияние хозяйственной деятельности на компоненты природы, влияние природных особенностей на расселение людей и хозяйственную деятельность. Также в задании может проверяться умение использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный участником ВПР ответ совпадает с верным ответом.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые являются верными, и критерии оценивания.
К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.
Полученные участником ВПР баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл обучающегося переводится в отметку по пятибалльной шкале с учетом рекомендуемой шкалы перевода, приведенной ниже.
Максимальный первичный балл за выполнение работы – 20.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
«2»: 0–5
«3»: 6–11
«4»: 12–17
«5»: 18–20
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые являются верными, и критерии оценивания.
К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.
Полученные участником ВПР баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл обучающегося переводится в отметку по пятибалльной шкале с учетом рекомендуемой шкалы перевода, приведенной ниже.
Максимальный первичный балл за выполнение работы – 20.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
«2»: 0–5
«3»: 6–11
«4»: 12–17
«5»: 18–20
→ Демоверсия: geo8-25.pdf
→ Описание работы: geo8-25-o.pdf
4 сентября 2024