Итоговые диктанты в 7 классе
Контрольные диктанты по четвертям.
Контрольный диктант за I четверть по теме «Причастие»
Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме «Причастие»; вспомнить основные орфографические и пунктуационные нормы.
Аленушка
«Аленушка» В.П. Васнецова – одно из самых поэтических произведений русской живописи конца девятнадцатого века. Картина написана на сюжет народной сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке.
Образ одинокой и нежной девушки с любящим сердцем и отзывчивой душой взят из народной поэзии. Художник придал образу необыкновенную нежность и проникновенность.
В русском изобразительном искусстве немного произведений, где так поэтично показано слияние человека с природой. Среди густого леса замер пруд, усыпанный золотыми листьями. В молчании застыла елочка, водная гладь тоже неподвижна. Грустная, задумчивая осень как будто сковывает природу. Тихая печаль разлита вокруг.
Аленушка прибежала в лесную чащу, чтобы выплакать свое горе, уселась на камень, опустила головку и загрустила. Вся природа, окружающая героиню, тоже грустит вместе с ней.
Грамматическое задание
1. Подчеркните в тексте причастные обороты, определите время, вид, обозначьте суффиксы.
2. Выполните синтаксический разбор:
1 вариант – 6 предложение;
2 вариант – последнее предложение.
3. Выполните морфологический разбор:
1 вариант – написана;
2 вариант – придал.
Контрольный диктант за II четверть по теме «Деепричастие»
Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме «Деепричастие»; вспомнить основные орфографические и пунктуационные нормы.
Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.
И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.
Грамматическое задание
1. Для обоих вариантов. Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.
2. Морфологический разбор деепричастия.
1 вариант – зарябив;
2 вариант – затаив.
3. Синтаксический разбор:
1 вариант – Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты.
2 вариант – Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу.
Контрольный диктант за III четверть по теме «Служебные части речи»
Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме «Служебные части речи»; вспомнить основные орфографические и пунктуационные нормы.
Случай с гусями
Пока я устраивался на привале, гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал бычок с обрывками веревки на шее. Гусь набросился на него.
Теленок пустился наутек. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок веревки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом он опомнился, еще сильнее разозлился и опять погнался за теленком. Под конец теленок забился под непролазный лозняк, стоявший стеной у обрыва, и тоскливо замычал. Его обидчик громко загоготал, победно подергивая хвостом. Из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной. Солнце бесследно исчезло, луг потемнел. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив их хороводом, унес вверх.
Гуси полегли в траву, замерли. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы. В течение нескольких минут все переменилось...
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор предложения:
1 вариант – Его обидчик громко загоготал, победно подергивая хвостом.
2 вариант – Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами.
2. Выполните морфологический разбор предлога:
1 вариант – в течение (последнее предложение);
2 вариант – из-за (2-й абзац).
3. Трижды используя данное предложение, составьте сложносочинённое, сложноподчинённое предложения и предложение с однородными членами. Составьте схемы предложений:
1 вариант – За окном лил дождь.
2 вариант – Шёл сильный снег.
Итоговый контрольный диктант
Цель: проверить уровень качества знаний в целом.
В лесной глуши
Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.
Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.
Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.
Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.
В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел; изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота — кукушка.
Грамматические задания
1. Обозначьте морфемы в словах:
Вариант 1 – сверху, свесившейся, перистыми;
Вариант 2 – изредка, освещение, гигантскими.
2. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые входит наречие, охарактеризуйте смысловое значение наречий.
3. Выпишите два случая дефисного написания слов, объясните, к какой части речи относятся выписанные слова.
4. Произведите синтаксический разбор:
Вариант 1 – 1-го предложения;
Вариант 2 – предложения Мягкий желтоватый мох скрадывает...
Контрольный диктант за I четверть по теме «Причастие»
Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме «Причастие»; вспомнить основные орфографические и пунктуационные нормы.
Аленушка
«Аленушка» В.П. Васнецова – одно из самых поэтических произведений русской живописи конца девятнадцатого века. Картина написана на сюжет народной сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке.
Образ одинокой и нежной девушки с любящим сердцем и отзывчивой душой взят из народной поэзии. Художник придал образу необыкновенную нежность и проникновенность.
В русском изобразительном искусстве немного произведений, где так поэтично показано слияние человека с природой. Среди густого леса замер пруд, усыпанный золотыми листьями. В молчании застыла елочка, водная гладь тоже неподвижна. Грустная, задумчивая осень как будто сковывает природу. Тихая печаль разлита вокруг.
Аленушка прибежала в лесную чащу, чтобы выплакать свое горе, уселась на камень, опустила головку и загрустила. Вся природа, окружающая героиню, тоже грустит вместе с ней.
Грамматическое задание
1. Подчеркните в тексте причастные обороты, определите время, вид, обозначьте суффиксы.
2. Выполните синтаксический разбор:
1 вариант – 6 предложение;
2 вариант – последнее предложение.
3. Выполните морфологический разбор:
1 вариант – написана;
2 вариант – придал.
Контрольный диктант за II четверть по теме «Деепричастие»
Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме «Деепричастие»; вспомнить основные орфографические и пунктуационные нормы.
Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.
И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.
Грамматическое задание
1. Для обоих вариантов. Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.
2. Морфологический разбор деепричастия.
1 вариант – зарябив;
2 вариант – затаив.
3. Синтаксический разбор:
1 вариант – Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты.
2 вариант – Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу.
Контрольный диктант за III четверть по теме «Служебные части речи»
Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме «Служебные части речи»; вспомнить основные орфографические и пунктуационные нормы.
Случай с гусями
Пока я устраивался на привале, гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал бычок с обрывками веревки на шее. Гусь набросился на него.
Теленок пустился наутек. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок веревки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом он опомнился, еще сильнее разозлился и опять погнался за теленком. Под конец теленок забился под непролазный лозняк, стоявший стеной у обрыва, и тоскливо замычал. Его обидчик громко загоготал, победно подергивая хвостом. Из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной. Солнце бесследно исчезло, луг потемнел. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив их хороводом, унес вверх.
Гуси полегли в траву, замерли. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы. В течение нескольких минут все переменилось...
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор предложения:
1 вариант – Его обидчик громко загоготал, победно подергивая хвостом.
2 вариант – Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами.
2. Выполните морфологический разбор предлога:
1 вариант – в течение (последнее предложение);
2 вариант – из-за (2-й абзац).
3. Трижды используя данное предложение, составьте сложносочинённое, сложноподчинённое предложения и предложение с однородными членами. Составьте схемы предложений:
1 вариант – За окном лил дождь.
2 вариант – Шёл сильный снег.
Итоговый контрольный диктант
Цель: проверить уровень качества знаний в целом.
В лесной глуши
Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.
Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.
Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.
Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.
В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел; изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота — кукушка.
Грамматические задания
1. Обозначьте морфемы в словах:
Вариант 1 – сверху, свесившейся, перистыми;
Вариант 2 – изредка, освещение, гигантскими.
2. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые входит наречие, охарактеризуйте смысловое значение наречий.
3. Выпишите два случая дефисного написания слов, объясните, к какой части речи относятся выписанные слова.
4. Произведите синтаксический разбор:
Вариант 1 – 1-го предложения;
Вариант 2 – предложения Мягкий желтоватый мох скрадывает...
15 января 2023