Официальный образец (демоверсия) проверочной работы по географии.Все ВПР в 2025 году
пройдут с 11 апреля по 16 мая.
Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.
На выполнение проверочной работы отводится два урока (не более 45 минут каждый). Работа состоит из двух частей. Задания частей 1 и 2 могут выполняться в один день с перерывом не менее 10 минут или в разные дни. На выполнение заданий каждой части отводится один урок (не более 45 минут).
При проведении работы разрешается пользоваться географическим атласом для 7 класса любого издательства и непрограммируемым калькулятором.
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
В заданиях 1 и 2 проверяется умение определять по карте местоположение различных географических объектов. Рекомендуется использовать для выполнения заданий физическую карту мира, а также физические карты отдельных материков.
В заданиях 3 и 4 проверяется умение извлекать географическую информацию из графика (профиля рельефа). Необходимо сопоставить профиль рельефа и физическую карту соответствующего материка. Рекомендуется ориентироваться по преобладающим абсолютным высотам и водным объектам, указанным на профиле.
В задании 5 проверяется умение извлекать географическую информацию из графика (профиля рельефа). Необходимо определить абсолютную высоту наиболее высокой точки на линии профиля в пределах определенного участка. Для этого нужно воспользоваться шкалой высот, расположенной в левой части рисунка с профилем рельефа, и округлить полученный ответ до сотен метров.
В задании 6 проверяется умение определять тип климата по климатограммам.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания.
1. Вспомнить характерные особенности каждого из климатических поясов Земли.
2. По климатограмме определить зимние и летние температуры (если сезоны года выражены).
3. Определить количество и характер выпадающих осадков.
4. На основе полученных данных определить тип климата.
5. С помощью карты в КИМ (цифровые обозначения пунктов, для которых построены климатограммы) и карты климатических поясов мира в атласе убедиться в правильности своего ответа.
В задании 7 проверяется умение чтения климатограмм. Для выполнения задания необходимо заполнить таблицу климатических показателей на основе данных любой из трех климатограмм.
Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания.
1. Выбрать одну из трех климатограмм.
2. По линии на климатограмме с помощью левой шкалы (°С) определить среднемесячные температуры для месяцев, указанных в задании (чаще всего январь и июль).
3. Определить амплитуду среднемесячных температур, помня, что амплитуда температур – это разница между максимальным и минимальным значениями. Не всегда максимальные и минимальные температуры наблюдаются в июле и январе.
4. Перенести число, указанное на климатограмме в столбец
«среднегодовое количество осадков».
5. По столбикам на климатограмме с помощью правой шкалы (мм) определить месяц, на который приходится наибольшее (либо наименьшее) количество осадков.
В задании 8 проверяется умение определять природную зону по ее характерным признакам. При выполнении задания рекомендуется сопоставлять карту природных зон мира с физической картой, климатическими картами (карты осадков, температуры и климатических поясов) и картой почв.
В задании 9 проверяются умения объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров и применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры», «климатообразующий фактор».
В задании 10 проверяется умение распознавать целостность, зональность (азональность) и ритмичность географических явлений. В задании необходимо определить, какое из перечисленных явлений подтверждает целостность географической оболочки, является ритмичным либо подчинено закону зональности.
В задании 11 проверяется умение называть особенности географи- ческих процессов на границах литосферных плит. Для выполнения этого задания рекомендуется использовать тектоническую карту мира.
В заданиях 12–14 проверяются умения выявлять необходимую информацию из различных источников (статистических таблиц) и использовать ее на практике.
В задании 12 требуется сравнить численность населения четырех стран и расположить обозначающие их цифры в определенном порядке.
В задании 13 необходимо определить, какой из стран соответствует диаграмма, отражающая возрастной состав населения. Для его выполнения необходимо ознакомиться с условными обозначениями и убедиться, что каждый из секторов диаграммы соответствует значению в соответствующем столбце таблицы.
В задании 14 проверяется умение рассчитывать и сравнивать показатели плотности населения в разных странах. Для расчета плотности населения необходимо найти в таблице показатели численности населения страны и площади ее территории, привести их к единому виду (при необходимости перевести из текстового формата в числовой) и разделить показатель численности населения на показатель площади территории.
В задании 15 проверяется умение определять страну по ее сущест- венным признакам. Для выполнения задания рекомендуется использовать карты атласа и проверять каждое утверждение из текста задания по соответствующей карте (физической, политической, климатической и т.д.).
В задании 16 проверяется умение различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке.
В задании 17 проверяется умение объяснять географические процессы и явления, наблюдаемые в реальной жизни, используя знания о литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере, населении и странах мира. Для выполнения задания рекомендуется внимательно прочитать текст и изучить карты территории, о которой говорится в тексте. Информация из карт (особенности рельефа, внутренних вод, климата, растительности; наличие морских течений, полезных ископаемых и т.д.) может помочь прийти к верному ответу.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный участником ВПР ответ совпадает с верным ответом.
Правильный ответ на каждое из заданий 1–5 и 8–16 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.
Полный правильный ответ на задания 6 и 7 оцениваются 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.
К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.
Полученные участником ВПР баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл обучающегося переводится в отметку по пятибалльной шкале с учетом рекомендуемой шкалы перевода, приведенной ниже.
Максимальный первичный балл за выполнение работы – 19.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
«2»: 0–5
«3»: 6–11
«4»: 12–16
«5»: 12–16 17–19
→ Демоверсия:
geo7-25.pdf
→ Описание работы:
geo7-25-o.pdf