Задание 7 ВПР: причастные и деепричастные обороты
Теория по причастным и деепричастным оборотам с тренировочными заданиями для подготовки к ВПР в 7 классе.
Обособление причастных оборотов
• Обособляются после определяемого слова: человек, напоминавший профессора, ждал в приемной.
• Обособляются, если определяемое слово – личное местоимение: обрадованный известием, я сразу позвонил родителям.
• Обособляются, если определяемое слово – имя собственное: утомленная долгой ходьбой, Маша просто валилась с ног.
• Обособляются, если причастный оборот оторван от определяемого слова: огорченный полученным известием, шел старик по городу.
Одиночные причастия не выделяются запятыми.
Обособление деепричастных оборотов
Деепричастные обороты и одиночные деепричастия ВСЕГДА обособляются: он сидел в комнате, читая книгу.
Исключения: одиночные деепричастия близки к наречиям (стоя, лежа, молча, нехотя); деепричастия входят в состав фразеологизмов (работать засучив рукава, бежать не чуя ног).
Тренировочные задания
1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Люди сеющие ветер пожинают сильную бурю.
2) Высоко поднявшееся солнце начало припекать.
3) Я открыл глаза прислушался не сделав ни одного движения.
4) Одолев трудный подъём они остановились на ночлег.
2. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Выпив чашку какао я сразу мчался во двор спешил на футбольное поле.
2) В гостиной обставленной с необычайным вкусом часто проводились приёмы.
3) В зале возвышалась гигантская ёлка касавшаяся звездой потолка.
4) Вдоль заполненных книгами шкафов стояли удобные кресла и стулья.
3. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе.
2) Сокращая путь к дому он решил перескочить через гвоздики освежённые росой.
3) Ветер шелестел колючей соломой сложенной в сарае.
4) За канавой заросшей крапивой тянулось распаханное поле.
4. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Подвиг людей участвующих в Великой Отечественной войне никогда не будет забыт.
2) Увлекаясь живописью Александра часто посещала выставки в Третьяковской галерее.
3) Организованная волонтёрами благотворительная акция привлекла внимание общества.
4) Обязательно приезжайте любимые внучата ко мне в деревню во время зимних каникул.
5. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Актёр часто вспоминал и рассказывал друзьям услышанную в детстве историю о львах.
2) Анюта и Лизонька медленно шли по скользкой дороге внимательно смотря под ноги.
3) В полноводной реке протекающей в маленькой калужской деревне было много рыбы.
4) Братья отправившись в лес за грибами обещали родителям быть очень осторожными.
6. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Солнце уже приближалось к снеговому хребту белевшему над курчавым облаком.
2) Предчувствуя неприятную встречу ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.
3) Около сарая бегали чем-то встревоженные куры.
4) Читая я поглядывала на квадрат солнца падавший на пол.
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Научившись читать Сонечка любила ходить в библиотеку расположенную около дома.
2) Увидев яркие афиши взрослые и дети хотели попасть на новое представление в цирке.
3) Снятый известным режиссёром фильм получил на кинофестивале различные награды.
4) Уже несколько дней в доме принадлежавшем нашей бабушке было шумно и весело.
8. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Возвращаясь из города путники сбились с дороги долго плутали в лесных оврагах.
2) В полях расположенных вблизи леса поспела пшеница.
3) К отцу можно пройти через комнату обставленную старинной мебелью.
4) Улыбающийся ребёнок лет пяти-шести шагал по дорожке.
9. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Построенные в новом районе города дома находятся недалеко от музыкальной школы.
2) Решая сложные уравнения Максим надеялся на помощь Саши сидевшего рядом с ним.
3) Дети посещающие спортивные секции часто бывают трудолюбивы и самостоятельны.
4) Неожиданно оставшись в одиночестве Светлана заскучала и решила навестить братьев.
10. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мне хотелось пройти к дому со всех сторон заросшему липами дубами каштанами.
2) Мы спустившись к озеру из сада спугнули плескавшихся здесь диких уток.
3) В кабинет можно пройти через гостиную обставленную старинной мебелью.
4) Утром нас обрадовало и обогрело ласковое солнце.
Обособление причастных оборотов
• Обособляются после определяемого слова: человек, напоминавший профессора, ждал в приемной.
• Обособляются, если определяемое слово – личное местоимение: обрадованный известием, я сразу позвонил родителям.
• Обособляются, если определяемое слово – имя собственное: утомленная долгой ходьбой, Маша просто валилась с ног.
• Обособляются, если причастный оборот оторван от определяемого слова: огорченный полученным известием, шел старик по городу.
Одиночные причастия не выделяются запятыми.
Обособление деепричастных оборотов
Деепричастные обороты и одиночные деепричастия ВСЕГДА обособляются: он сидел в комнате, читая книгу.
Исключения: одиночные деепричастия близки к наречиям (стоя, лежа, молча, нехотя); деепричастия входят в состав фразеологизмов (работать засучив рукава, бежать не чуя ног).
Тренировочные задания
1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Люди сеющие ветер пожинают сильную бурю.
2) Высоко поднявшееся солнце начало припекать.
3) Я открыл глаза прислушался не сделав ни одного движения.
4) Одолев трудный подъём они остановились на ночлег.
2. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Выпив чашку какао я сразу мчался во двор спешил на футбольное поле.
2) В гостиной обставленной с необычайным вкусом часто проводились приёмы.
3) В зале возвышалась гигантская ёлка касавшаяся звездой потолка.
4) Вдоль заполненных книгами шкафов стояли удобные кресла и стулья.
3. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе.
2) Сокращая путь к дому он решил перескочить через гвоздики освежённые росой.
3) Ветер шелестел колючей соломой сложенной в сарае.
4) За канавой заросшей крапивой тянулось распаханное поле.
4. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Подвиг людей участвующих в Великой Отечественной войне никогда не будет забыт.
2) Увлекаясь живописью Александра часто посещала выставки в Третьяковской галерее.
3) Организованная волонтёрами благотворительная акция привлекла внимание общества.
4) Обязательно приезжайте любимые внучата ко мне в деревню во время зимних каникул.
5. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Актёр часто вспоминал и рассказывал друзьям услышанную в детстве историю о львах.
2) Анюта и Лизонька медленно шли по скользкой дороге внимательно смотря под ноги.
3) В полноводной реке протекающей в маленькой калужской деревне было много рыбы.
4) Братья отправившись в лес за грибами обещали родителям быть очень осторожными.
6. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Солнце уже приближалось к снеговому хребту белевшему над курчавым облаком.
2) Предчувствуя неприятную встречу ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.
3) Около сарая бегали чем-то встревоженные куры.
4) Читая я поглядывала на квадрат солнца падавший на пол.
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Научившись читать Сонечка любила ходить в библиотеку расположенную около дома.
2) Увидев яркие афиши взрослые и дети хотели попасть на новое представление в цирке.
3) Снятый известным режиссёром фильм получил на кинофестивале различные награды.
4) Уже несколько дней в доме принадлежавшем нашей бабушке было шумно и весело.
8. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Возвращаясь из города путники сбились с дороги долго плутали в лесных оврагах.
2) В полях расположенных вблизи леса поспела пшеница.
3) К отцу можно пройти через комнату обставленную старинной мебелью.
4) Улыбающийся ребёнок лет пяти-шести шагал по дорожке.
9. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Построенные в новом районе города дома находятся недалеко от музыкальной школы.
2) Решая сложные уравнения Максим надеялся на помощь Саши сидевшего рядом с ним.
3) Дети посещающие спортивные секции часто бывают трудолюбивы и самостоятельны.
4) Неожиданно оставшись в одиночестве Светлана заскучала и решила навестить братьев.
10. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мне хотелось пройти к дому со всех сторон заросшему липами дубами каштанами.
2) Мы спустившись к озеру из сада спугнули плескавшихся здесь диких уток.
3) В кабинет можно пройти через гостиную обставленную старинной мебелью.
4) Утром нас обрадовало и обогрело ласковое солнце.
21 марта 2025