Тренировочный вариант ВПР по литературе для 7 класса
Тренировочные задания для подготовки к ВПР по литературе в 7 классе.
1. Как называется трехсложная стопа, в которой ударение падает на первый из трех слогов?
2. Как называется исходное событие, в котором обрисовывается мир, представляются герои, намечается конфликт?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Я вам рассказал так подробно об астероиде В-612 и даже сообщил его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!»
Точно так же, если им сказать: «Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал: он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует», — если им сказать так, они только пожмут плечами и посмотрят на тебя, как на несмышленого младенца. Но если сказать им: «Он прилетел с планеты, которая называется астероид В-612», — это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «относительно небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) ...он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка.
Б) ...они только пожмут плечами и посмотрят на тебя, как на несмышленого младенца.
В) ...это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) олицетворение
2) сравнение
3) разговорное слово
4) лексический повтор
5. Объясните, почему, по мнению рассказчика, «дети должны быть очень снисходительны к взрослым»?
ИЛИ
(блок 3–5)
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Размышления у парадного подъезда
(1)А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
(2)От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
(3)Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
(4)Показался швейцар. «Допусти», — говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
(5)Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(6)(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
(7)И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
(8)Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
Н.А. Некрасов
3. Выпишите из 1 строфы текста слово, которое означает «нищие, бедные».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Б) И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы.
В) Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) просторечие
2) эпитет
3) метафора
4) антитеза
5. Объясните, почему швейцар не пустил просителей.
6. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, Вы бы посоветовали однокласснику, который неуважительно относится к взрослым? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
1. Как называется трехсложная стопа, в которой ударение падает на первый из трех слогов?
2. Как называется исходное событие, в котором обрисовывается мир, представляются герои, намечается конфликт?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Я вам рассказал так подробно об астероиде В-612 и даже сообщил его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!»
Точно так же, если им сказать: «Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал: он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует», — если им сказать так, они только пожмут плечами и посмотрят на тебя, как на несмышленого младенца. Но если сказать им: «Он прилетел с планеты, которая называется астероид В-612», — это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «относительно небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) ...он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка.
Б) ...они только пожмут плечами и посмотрят на тебя, как на несмышленого младенца.
В) ...это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) олицетворение
2) сравнение
3) разговорное слово
4) лексический повтор
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.
5. Объясните, почему, по мнению рассказчика, «дети должны быть очень снисходительны к взрослым»?
ИЛИ
(блок 3–5)
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Размышления у парадного подъезда
(1)А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
(2)От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
(3)Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
(4)Показался швейцар. «Допусти», — говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
(5)Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(6)(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
(7)И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
(8)Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
Н.А. Некрасов
3. Выпишите из 1 строфы текста слово, которое означает «нищие, бедные».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Б) И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы.
В) Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) просторечие
2) эпитет
3) метафора
4) антитеза
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 40 слов.
5. Объясните, почему швейцар не пустил просителей.
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.
6. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, Вы бы посоветовали однокласснику, который неуважительно относится к взрослым? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
10 апреля 2025