ВПР для 10 класса с ответами
Тренировочный вариант для подготовки к ВПР по литературе.
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
Текст 1
–– Ну да это, положим, в болезни, а то вот ещё: убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит, –– нет, уж какой тут Миколка, голубчик Родион Романыч, тут не Миколка!
Эти последние слова, после всего прежде сказанного и так похожего на отречение, были слишком уж неожиданны. Раскольников весь задрожал, как будто пронзённый.
–– Так... кто же... убил?.. –– спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлён вопросом.
–– Как кто убил?.. –– переговорил он, точно не веря ушам своим, –– да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с... –– прибавил он почти шёпотом, совершенно убеждённым голосом.
Раскольников вскочил с дивана, постоял было несколько секунд и сел опять, не говоря ни слова. Мелкие конвульсии вдруг прошли по всему его лицу.
–– Губка-то опять, как и тогда, вздрагивает, –– пробормотал как бы даже с участием Порфирий Петрович. –– Вы меня, Родион Романыч, кажется, не так поняли-с, –– прибавил он, несколько помолчав, –– оттого так и изумились.
Я именно пришёл с тем, чтоб уже всё сказать и дело повести на открытую.
–– Это не я убил, –– прошептал было Раскольников, точно испуганные маленькие дети, когда их захватывают на месте преступления.
–– Нет, это вы-с, Родион Романыч, вы-с, и некому больше-с, –– строго и убеждённо прошептал Порфирий.
Они оба замолчали, и молчание длилось даже до странности долго, минут с десять. Раскольников облокотился на стол и молча ерошил пальцами свои волосы. Порфирий Петрович сидел смирно и ждал. Вдруг Раскольников презрительно посмотрел на Порфирия.
–– Опять вы за старое, Порфирий Петрович! Всё за те же ваши приёмы: как это вам не надоест, в самом деле?
–– Э, полноте, что мне теперь приёмы! Другое бы дело, если бы тут находились свидетели; а то ведь мы один на один шепчем. Сами видите, я не с тем к вам пришёл, чтобы гнать и ловить вас, как зайца. Признаетесь аль нет –– в эту минуту мне всё равно. Про себя-то я и без вас убеждён.
–– А коли так, зачем вы пришли? –– раздражительно спросил Раскольников. –– Я вам прежний вопрос задаю: если вы меня виновным считаете, зачем не берёте вы меня в острог?
–– Ну, вот это вопрос! По пунктам вам и отвечу: во-первых, взять вас так прямо под арест мне невыгодно.
–– Как невыгодно! Коли вы убеждены, так вы должны...
–– Эй, что ж, что я убеждён? Ведь всё это покамест мои мечты-с…
(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)
1. Как называется направление литературы второй половины XIX века, которому принадлежит произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
2. Укажите жанр этого произведения.
3. Как называется описание внешности героя в литературном произведении: «Мелкие конвульсии вдруг прошли по всему его лицу»?
4. Как называется в литературе описание внутреннего мира персонажа, его чувств, переживаний, эмоций: «Раскольников весь задрожал, как будто пронзённый»; «Раскольников облокотился на стол и молча ерошил пальцами свои волосы»?
5. Составьте тезисный план сочинения: кратко раскройте содержание каждой композиционной части. Каждый пункт плана должен представлять собой связное развёрнутое высказывание.
1. Вступление.
2. Основная часть.
2.1. Главная идея сочинения (тезис).
2.2. Обоснование идеи (аргументация).
2.3. Иллюстрация приведённых аргументов (с опорой на фрагмент текста).
3. Заключение.
Часть 2
Прочитайте текст 2 и выполните задания 6-9.
Текст 2
К.Б.
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Ф.И. Тютчев
6. Выпишите из текста слово, которое означает: «лёгкое движение, веяние».
7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями художественных средств выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь…
Б) Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты.
В) Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) метонимия
2) аллитерация
3) метафора
4) анафора
8. Как времена года связаны с настроением лирического героя?
9. Какое стихотворение, рассмотренное Вами на уроках литературы в этом учебном году или прочитанное самостоятельно, Вы бы посоветовали прочитать другу, который сам занимается литературным творчеством? Почему именно это стихотворение?
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
Текст 1
–– Ну да это, положим, в болезни, а то вот ещё: убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит, –– нет, уж какой тут Миколка, голубчик Родион Романыч, тут не Миколка!
Эти последние слова, после всего прежде сказанного и так похожего на отречение, были слишком уж неожиданны. Раскольников весь задрожал, как будто пронзённый.
–– Так... кто же... убил?.. –– спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлён вопросом.
–– Как кто убил?.. –– переговорил он, точно не веря ушам своим, –– да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с... –– прибавил он почти шёпотом, совершенно убеждённым голосом.
Раскольников вскочил с дивана, постоял было несколько секунд и сел опять, не говоря ни слова. Мелкие конвульсии вдруг прошли по всему его лицу.
–– Губка-то опять, как и тогда, вздрагивает, –– пробормотал как бы даже с участием Порфирий Петрович. –– Вы меня, Родион Романыч, кажется, не так поняли-с, –– прибавил он, несколько помолчав, –– оттого так и изумились.
Я именно пришёл с тем, чтоб уже всё сказать и дело повести на открытую.
–– Это не я убил, –– прошептал было Раскольников, точно испуганные маленькие дети, когда их захватывают на месте преступления.
–– Нет, это вы-с, Родион Романыч, вы-с, и некому больше-с, –– строго и убеждённо прошептал Порфирий.
Они оба замолчали, и молчание длилось даже до странности долго, минут с десять. Раскольников облокотился на стол и молча ерошил пальцами свои волосы. Порфирий Петрович сидел смирно и ждал. Вдруг Раскольников презрительно посмотрел на Порфирия.
–– Опять вы за старое, Порфирий Петрович! Всё за те же ваши приёмы: как это вам не надоест, в самом деле?
–– Э, полноте, что мне теперь приёмы! Другое бы дело, если бы тут находились свидетели; а то ведь мы один на один шепчем. Сами видите, я не с тем к вам пришёл, чтобы гнать и ловить вас, как зайца. Признаетесь аль нет –– в эту минуту мне всё равно. Про себя-то я и без вас убеждён.
–– А коли так, зачем вы пришли? –– раздражительно спросил Раскольников. –– Я вам прежний вопрос задаю: если вы меня виновным считаете, зачем не берёте вы меня в острог?
–– Ну, вот это вопрос! По пунктам вам и отвечу: во-первых, взять вас так прямо под арест мне невыгодно.
–– Как невыгодно! Коли вы убеждены, так вы должны...
–– Эй, что ж, что я убеждён? Ведь всё это покамест мои мечты-с…
(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)
1. Как называется направление литературы второй половины XIX века, которому принадлежит произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
2. Укажите жанр этого произведения.
3. Как называется описание внешности героя в литературном произведении: «Мелкие конвульсии вдруг прошли по всему его лицу»?
4. Как называется в литературе описание внутреннего мира персонажа, его чувств, переживаний, эмоций: «Раскольников весь задрожал, как будто пронзённый»; «Раскольников облокотился на стол и молча ерошил пальцами свои волосы»?
Представьте, что Вам предстоит написать сочинение на основе предложенного фрагмента: «Почему Порфирий Петрович решил, что Раскольников совершил убийство?» Соберите материал к сочинению, выполнив задание 5.
5. Составьте тезисный план сочинения: кратко раскройте содержание каждой композиционной части. Каждый пункт плана должен представлять собой связное развёрнутое высказывание.
1. Вступление.
2. Основная часть.
2.1. Главная идея сочинения (тезис).
2.2. Обоснование идеи (аргументация).
2.3. Иллюстрация приведённых аргументов (с опорой на фрагмент текста).
3. Заключение.
Часть 2
Прочитайте текст 2 и выполните задания 6-9.
Текст 2
К.Б.
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Ф.И. Тютчев
6. Выпишите из текста слово, которое означает: «лёгкое движение, веяние».
7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями художественных средств выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь…
Б) Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты.
В) Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) метонимия
2) аллитерация
3) метафора
4) анафора
Дайте развёрнутый ответ на задание 8. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.
8. Как времена года связаны с настроением лирического героя?
Напишите мини-сочинение: дайте развёрнутый ответ на задание 9. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами стихотворения. Объём высказывания – не менее 80 слов.
9. Какое стихотворение, рассмотренное Вами на уроках литературы в этом учебном году или прочитанное самостоятельно, Вы бы посоветовали прочитать другу, который сам занимается литературным творчеством? Почему именно это стихотворение?
29 января 2025