Задание 5 ВПР в 10 классе: морфологические нормы

Теория и тренировочные задания для подготовки к ВПР в 10 классе.

Морфологические нормы существительных

Окончания множественного числа (названия профессий, занимаемых должностей)

-А, -Я

-Ы, -И

директора

бухгалтеры

доктора

диспетчеры

инспектора

инженеры

кондуктора

инструкторы

кучера

лекторы

повара

редакторы

профессора

тренеры

сторожа

шофёры




Родительный падеж множественного числа (названия парных предметов)

-ОВ

НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ

гольфов

бахил

джинсов

ботинок

лампасов

брюк

носков

валенок

 

панталон

 

колготок

 

сапог

 

чулок

 

шорт

 

галош

-ОВ, -ЕВ

-ЕЙ

Нулевое окончание

брелоков

ведомостей

брызг

букет георгинов

козней

горелок

заморозков

отраслей

кочерёг

консервов

полыней

макарон

нервов

распрей

оладий

очистков

ружей

плеч

кореньев

свечей

партизан

платьев

скатертей

побережий

пожитков

яслей

сардин, шпрот

сотов

лопастей

солдат



Формы Р.п.:

• Единицы измерения: гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров; ампер, аршин, бит, ватт, вольт, рентген.
• Существительные женского рода на –ня, -ля: барышень, басен, башен, вишен, деревень, кухонь, монахинь, нянь, погонь, пустынь, спален, таможен, яблонь, черешен, вафель, кастрюль, петель, туфель, цапель.
• Национальности: казахов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов; армян, англичан, грузин, лезгин, молдаван, осетин; румын, туркмен, цыган, башкир, болгар, татар; бурят, турок.
• Существительные среднего рода на –це, -ище в родительном падеже множественного числа: блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец, сердец, щупалец; болотцев, оконцев; корневищ, хранилищ.
• Формы, зависящие от значения слов: адреса (новосёлов) – адресы (поздравительные; года (мои) – годы (войны); корпуса (танковые) – корпусы (часов); пропуска (на завод) – пропуски (уроков); рода (войск) – роды (литературы); счета (оплатить) – счёты (свести); хлеба (яровые, злаки) – хлебы (печёные).

Род несклоняемых существительных

Средний

Мужской

Женский

Неодушевленные: пюре, пальто, кашне.

Одушевлённые, обозначающие лиц мужского пола или животных: буржуа, кенгуру, шимпанзе.
Неодушевленные:кофе, пенальти, тенге, торнадо, аэрозоль, нашатырь, рояль, толь, тюль, шампунь.

Одушевлённые, обозначающие лиц женского пола: мисс, фрау, мадемуазель.
Неодушевлённые: авеню (улица), кольраби (капуста), медресе (школа), салями (колбаса), иваси (рыба), цеце (муха), бандероль, ваниль, вуаль, гуашь, мозоль, фасоль.



Род несклоняемых собственных наименований определяется по родо-видовому признаку: Онтарио (озеро, ср.р.), Батуми (город м.р.), Капри (остров, м.р.), Хуанхэ (река, ж.р.)
Род несклоняемых сложносокращённых слов определяется по роду главного слова в словосочетании, от которого образована аббревиатура: СНГ – ср.р. (Содружество Независимых государств).


Морфологические нормы числительных

Числительные

Особенности склонения

Сорок, девяносто, сто

Имеют только две падежные формы:
И.п. = В.п.: сорок, девяносто, сто
Р.п., Д.п., Т.п., П.п.: сорока, девяноста, ста.

Полтора, полтораста

И.п. = В.п.: полтора, полтораста
Р.п., Д.п., Т.п., П.п.: полутора, полутораста

Пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят

Склоняются обе части слова:
И.п. = В.п.: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят
Р.п. = Д.п. = П.п.: пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти
Т.п.: пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (восьмьюдесятью).

Двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот,восемьсот, девятьсот

Склоняются обе части слова:
И.п. двести, пятьсот
Р.п. двухсот, пятисот
Д.п.: двумстам, пятистам
В.п.: двести, пятьсот
Т.п.: двумястами, пятьюстами
П.п.: о двухстах, пятистах

Тысяча

Склоняется так же, как существительное
1 склонения: тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче.

Миллион, миллиард

Склоняется так же, как существительное
2 склонения: миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе.



При изменении порядковых числительных меняется только окончание последнего слова: две тысячи двадцать четвёртый, две тысячи двадцать четвёртого, две тысячи двадцать четвёртому и т.д.

Запомнить: двухтысячный год – две тысячи первый год; до двухтысячного года – до две тысячи первого года; к двухтысячному году – к две тысячи первому году.

При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед двадцать третьим ноября.

Собирательные числительные употребляются ТОЛЬКО с сущ., обозначающими:

лиц мужского пола: двое сыновей, трое мальчиков;
детёнышей животных: пятеро щенков, семеро котят;
парные или составные предметы: двое ножниц.
с сущ., имеющими форму только мн. числа: шестеро суток;
со словами дети, люди, ребята: трое детей, шестеро ребят.

Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба друга, оба окна; числительное обе употребляется только с существительными женского рода: обе подруги, обе книги.


Морфологические нормы прилагательных

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма образуется от основы прилагательного путем прибавления суффиксов –ее, -ей, -е, -ше
(красивее, выше, умней)

Простая форма образуется от основы прилагательного путем прибавления суффиксов –ейш-, -айш-
(крупнейший, высочайший)

Составная форма образуется путем прибавления к прилагательному слов более, менее: менее ласковый.

Составная форма образуется путем прибавления к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый сладкий.
Путем прибавления слов всех, всего к простой форме сравнительной степени прилагательного: милее всех, важнее всего.



Нельзя смешивать простую и составную степени. Правильно: интереснее или более интересный, красивее или более красивый, интереснейший или самый интересный и т.д.
Неправильно: более интереснее, менее красивее, самый интереснейший.

Образование форм простой сравнительной степени некоторых прилагательных

Начальная форма

Сравнительная степень

близкий

ближе

богатый

богаче

гладкий

глаже

жидкий

жиже

короткий

короче

молодой

моложе

горький

горше

маленький

меньше

хороший

лучше

плохой

хуже

редкий

реже

сухой

суше

тугой

туже

тонкий

тоньше

сладкий

слаще

низкий

ниже




Морфологические нормы глаголов

У глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, затмить, чудить, дерзить нет формы 1 л., ед. ч.
Победю и побежу – неправильные варианты (правильно: одержу победу).

Нельзя употреблять слово «извинить» в возвратной форме. Ошибка: извиняюсь. Правильно: извините.

У глагола выздороветь в форме будущего времени нет суффикса –л-. Ошибка: выздоровлю. Правильно: выздоровею.

Ошибочные формы

Правильные формы

берегешь

бережешь

выздоровишь

выздоровеешь

едь, ехай, езжай

поезжай

жгет, сожгем, разожгешь

жжет, сожжет, разожжешь

замерзнул, окрепнул

замерз, окреп

исчезнул, увянул, утихнул

исчез, увял, утих

колыхает

колышет

кудахтает

кудахчет

махаю

машу

лазию, лазиешь, лазиют

лажу, лазишь, лазят

плескает

плещет

подскользнуться

поскользнуться

положь

положи

полоскаю

полощу

придти

прийти

трожь

трогай

хочут

хотят

щипит, щипает

щиплет




Морфологические нормы местоимений

Н добавляется

Н не добавляется

Если местоимение стоит после простого предлога: без, в, для, до, за, через, с…: купить для неё.

После предлогов внутри и вне: внутри его было пусто.

После некоторых наречных предлогов, употребляющихся с Р.п. (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): возле них.

После наречных предлогов, употребляющихся с Д.п.: вопреки ему, наперекор ей.

 

Местоимение стоит после прилагательного или наречия в сравнительной степени: старше его.



Формы У НЕЙ в русском языке не существует: у ней лились слезы (ошибка); правильно: у нее лились слезы.


Тренировочные задания

1. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1. Наш город с семистами жителями находится на берегу Волги.
2. У меня нет новых туфель, чтобы пойти на бал.
3. В актовом зале было много мягких кресел.
4. Он сказал, что остался без сапогов.



2. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1. Я люблю, чтобы на столе лежало много вафлей.
2. Я жила в отеле вместе с девятьюстами отдыхающими.
3. В этой клинике работали опытные докторы.
4. Выложите эту информацию на школьный сайт.



3. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1. В этом клубе работают лучшие тренера.
2. В двух тысяча двадцать первом году мы ездили на соревнования.
3. Маша купила на рынке килограмм баклажанов.
4. Миша выглядел веселее, чем вчера.



4. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1. Ложи книгу на место!
2. Испеки, пожалуйста, тот вкусный пирог ещё раз.
3. Об этой семье распустили много сплетен.
4. Посёлок находился в полуторах метрах от города.



5. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1. Поезд с тремястами пассажирами прибыл на станцию.
2. Мне больше всего нравятся томатные соуса.
3. Я купила сразу четверо ножниц.
4. Езжай на ярмарку, пока ещё можно что-то купить.



6. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1. Нас попросили показать паспорта.
2. Это самое красивейшее платье, которое у меня когда-либо было.
3. Поставьте ноги на ширине плечей.
4. В магазине был большой выбор джинсов.



7. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1. Он держался более смелее, чем вчера.
2. Ночью школу охраняли сторожа.
3. Среди нас оказалось всего двое девушек.
4. В четырёхстах метрах располагалась больница.



8. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1. Вдали виднелись золочёные купола.
2. Это был нелепейший наряд.
3. Приобрёв мебель, я поехал домой.
4. Ты случайно не замёрзнул?



9. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1. В этой палатке всегда продают мягчайший хлеб.
2. Я готовлю репортаж о четырёхстах городах.
3. Маша пришла в магазин с пятиста рублями.
4. Этот раствор щипет глаза.



10. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1. Восьмьюсотый экземпляр книги продать не получилось.
2. В магазине был большой выбор туфлей.
3. Пятеро друзей пошли в аквапарк.
4. Я надеюсь, что ты выздоровеешь.

0
28 марта 2025
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses