Задание 5 ВПР в 10 классе: морфологические нормы
Морфологические нормы существительных
Окончания множественного числа (названия профессий, занимаемых должностей) | |
-А, -Я | -Ы, -И |
директора | бухгалтеры |
доктора | диспетчеры |
инспектора | инженеры |
кондуктора | инструкторы |
кучера | лекторы |
повара | редакторы |
профессора | тренеры |
сторожа | шофёры |
Родительный падеж множественного числа (названия парных предметов) | |||
-ОВ | НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ | ||
гольфов | бахил | ||
джинсов | ботинок | ||
лампасов | брюк | ||
носков | валенок | ||
| панталон | ||
| колготок | ||
| сапог | ||
| чулок | ||
| шорт | ||
| галош | ||
-ОВ, -ЕВ | -ЕЙ | Нулевое окончание | |
брелоков | ведомостей | брызг | |
букет георгинов | козней | горелок | |
заморозков | отраслей | кочерёг | |
консервов | полыней | макарон | |
нервов | распрей | оладий | |
очистков | ружей | плеч | |
кореньев | свечей | партизан | |
платьев | скатертей | побережий | |
пожитков | яслей | сардин, шпрот | |
сотов | лопастей | солдат |
Формы Р.п.:
• Единицы измерения: гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров; ампер, аршин, бит, ватт, вольт, рентген.
• Существительные женского рода на –ня, -ля: барышень, басен, башен, вишен, деревень, кухонь, монахинь, нянь, погонь, пустынь, спален, таможен, яблонь, черешен, вафель, кастрюль, петель, туфель, цапель.
• Национальности: казахов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов; армян, англичан, грузин, лезгин, молдаван, осетин; румын, туркмен, цыган, башкир, болгар, татар; бурят, турок.
• Существительные среднего рода на –це, -ище в родительном падеже множественного числа: блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец, сердец, щупалец; болотцев, оконцев; корневищ, хранилищ.
• Формы, зависящие от значения слов: адреса (новосёлов) – адресы (поздравительные; года (мои) – годы (войны); корпуса (танковые) – корпусы (часов); пропуска (на завод) – пропуски (уроков); рода (войск) – роды (литературы); счета (оплатить) – счёты (свести); хлеба (яровые, злаки) – хлебы (печёные).
Род несклоняемых существительных
Средний | Мужской | Женский |
Неодушевленные: пюре, пальто, кашне. | Одушевлённые, обозначающие лиц мужского пола или животных: буржуа, кенгуру, шимпанзе. | Одушевлённые, обозначающие лиц женского пола: мисс, фрау, мадемуазель. |
Род несклоняемых собственных наименований определяется по родо-видовому признаку: Онтарио (озеро, ср.р.), Батуми (город м.р.), Капри (остров, м.р.), Хуанхэ (река, ж.р.)
Род несклоняемых сложносокращённых слов определяется по роду главного слова в словосочетании, от которого образована аббревиатура: СНГ – ср.р. (Содружество Независимых государств).
Морфологические нормы числительных
Числительные | Особенности склонения |
Сорок, девяносто, сто | Имеют только две падежные формы: |
Полтора, полтораста | И.п. = В.п.: полтора, полтораста |
Пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят | Склоняются обе части слова: |
Двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот,восемьсот, девятьсот | Склоняются обе части слова: |
Тысяча | Склоняется так же, как существительное |
Миллион, миллиард | Склоняется так же, как существительное |
При изменении порядковых числительных меняется только окончание последнего слова: две тысячи двадцать четвёртый, две тысячи двадцать четвёртого, две тысячи двадцать четвёртому и т.д.
Запомнить: двухтысячный год – две тысячи первый год; до двухтысячного года – до две тысячи первого года; к двухтысячному году – к две тысячи первому году.
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед двадцать третьим ноября.
Собирательные числительные употребляются ТОЛЬКО с сущ., обозначающими:
• лиц мужского пола: двое сыновей, трое мальчиков;
• детёнышей животных: пятеро щенков, семеро котят;
• парные или составные предметы: двое ножниц.
• с сущ., имеющими форму только мн. числа: шестеро суток;
• со словами дети, люди, ребята: трое детей, шестеро ребят.
Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба друга, оба окна; числительное обе употребляется только с существительными женского рода: обе подруги, обе книги.
Морфологические нормы прилагательных
Сравнительная степень | Превосходная степень |
Простая форма образуется от основы прилагательного путем прибавления суффиксов –ее, -ей, -е, -ше | Простая форма образуется от основы прилагательного путем прибавления суффиксов –ейш-, -айш- |
Составная форма образуется путем прибавления к прилагательному слов более, менее: менее ласковый. | Составная форма образуется путем прибавления к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый сладкий. |
Нельзя смешивать простую и составную степени. Правильно: интереснее или более интересный, красивее или более красивый, интереснейший или самый интересный и т.д.
Неправильно: более интереснее, менее красивее, самый интереснейший.
Образование форм простой сравнительной степени некоторых прилагательных
Начальная форма | Сравнительная степень |
близкий | ближе |
богатый | богаче |
гладкий | глаже |
жидкий | жиже |
короткий | короче |
молодой | моложе |
горький | горше |
маленький | меньше |
хороший | лучше |
плохой | хуже |
редкий | реже |
сухой | суше |
тугой | туже |
тонкий | тоньше |
сладкий | слаще |
низкий | ниже |
Морфологические нормы глаголов
У глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, затмить, чудить, дерзить нет формы 1 л., ед. ч.
Победю и побежу – неправильные варианты (правильно: одержу победу).
Нельзя употреблять слово «извинить» в возвратной форме. Ошибка: извиняюсь. Правильно: извините.
У глагола выздороветь в форме будущего времени нет суффикса –л-. Ошибка: выздоровлю. Правильно: выздоровею.
Ошибочные формы | Правильные формы |
берегешь | бережешь |
выздоровишь | выздоровеешь |
едь, ехай, езжай | поезжай |
жгет, сожгем, разожгешь | жжет, сожжет, разожжешь |
замерзнул, окрепнул | замерз, окреп |
исчезнул, увянул, утихнул | исчез, увял, утих |
колыхает | колышет |
кудахтает | кудахчет |
махаю | машу |
лазию, лазиешь, лазиют | лажу, лазишь, лазят |
плескает | плещет |
подскользнуться | поскользнуться |
положь | положи |
полоскаю | полощу |
придти | прийти |
трожь | трогай |
хочут | хотят |
щипит, щипает | щиплет |
Морфологические нормы местоимений
Н добавляется | Н не добавляется |
Если местоимение стоит после простого предлога: без, в, для, до, за, через, с…: купить для неё. | После предлогов внутри и вне: внутри его было пусто. |
После некоторых наречных предлогов, употребляющихся с Р.п. (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): возле них. | После наречных предлогов, употребляющихся с Д.п.: вопреки ему, наперекор ей. |
| Местоимение стоит после прилагательного или наречия в сравнительной степени: старше его. |
Формы У НЕЙ в русском языке не существует: у ней лились слезы (ошибка); правильно: у нее лились слезы.
Тренировочные задания
1. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1. Наш город с семистами жителями находится на берегу Волги.
2. У меня нет новых туфель, чтобы пойти на бал.
3. В актовом зале было много мягких кресел.
4. Он сказал, что остался без сапогов.
2. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1. Я люблю, чтобы на столе лежало много вафлей.
2. Я жила в отеле вместе с девятьюстами отдыхающими.
3. В этой клинике работали опытные докторы.
4. Выложите эту информацию на школьный сайт.
3. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1. В этом клубе работают лучшие тренера.
2. В двух тысяча двадцать первом году мы ездили на соревнования.
3. Маша купила на рынке килограмм баклажанов.
4. Миша выглядел веселее, чем вчера.
4. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1. Ложи книгу на место!
2. Испеки, пожалуйста, тот вкусный пирог ещё раз.
3. Об этой семье распустили много сплетен.
4. Посёлок находился в полуторах метрах от города.
5. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1. Поезд с тремястами пассажирами прибыл на станцию.
2. Мне больше всего нравятся томатные соуса.
3. Я купила сразу четверо ножниц.
4. Езжай на ярмарку, пока ещё можно что-то купить.
6. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1. Нас попросили показать паспорта.
2. Это самое красивейшее платье, которое у меня когда-либо было.
3. Поставьте ноги на ширине плечей.
4. В магазине был большой выбор джинсов.
7. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1. Он держался более смелее, чем вчера.
2. Ночью школу охраняли сторожа.
3. Среди нас оказалось всего двое девушек.
4. В четырёхстах метрах располагалась больница.
8. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1. Вдали виднелись золочёные купола.
2. Это был нелепейший наряд.
3. Приобрёв мебель, я поехал домой.
4. Ты случайно не замёрзнул?
9. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1. В этой палатке всегда продают мягчайший хлеб.
2. Я готовлю репортаж о четырёхстах городах.
3. Маша пришла в магазин с пятиста рублями.
4. Этот раствор щипет глаза.
10. Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1. Восьмьюсотый экземпляр книги продать не получилось.
2. В магазине был большой выбор туфлей.
3. Пятеро друзей пошли в аквапарк.
4. Я надеюсь, что ты выздоровеешь.