Вариант ВПР для 7 класса по литературе

Тренировочный вариант для подготовки к ВПР по литературе.

литература7.docx
литература7.pdf

1. Как называется хронологическая последовательность событий в произведении?



2. Каким термином обозначается изображение природы в художественном произведении?



Прочитайте текст и выполните задания 3-5

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.

– Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, – сказал один генерал, – вижу, будто живу я на необитаемом острове…
Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.

– Господи! да что ж это такое! где мы! – вскрикнули оба не своим голосом.

И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности.

Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море. Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «часть канцелярии правительственных учреждений, которая ведет реестры входящих и исходящих бумаг».



4. Установите соответствие между примерами из текста и средствами художественной выразительности.

ПРИМЕРЫ

А) «…за которым стлалось все то же безграничное море».
Б) «Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности».
В) «С другой стороны лежал небольшой клочок земли».

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1) антитеза
2) эпитет
3) сравнение
4) метафора



Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.


5. Объясните, почему «заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру»?



ИЛИ
(блок 3-5)


Прочитайте и выполните задания 3-5.

(1)Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

(2)Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

(3)Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

(4)И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

С.А. Есенин

3. Выпишите из третьей строфы слово, которое означает «беречь, следить за сохранностью чего-либо».



4. Установите соответствие между примерами из текста и средствами художественной выразительности.

ПРИМЕРЫ

А) Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Б) Старый клен на одной ноге.
В) Голубую оставил Русь.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1) олицетворение
2) анафора
3) сравнение
4) эпитет



Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 40 слов.


5.Объясните, как в стихотворении раскрывается ностальгическая тема.



Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.


6. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году или прочитанное самостоятельно, помогло вам решить жизненную проблему? Чем именно помогло? Дайте развёрнутый ответ на вопрос, опираясь на текст выбранного Вами произведения.

+1
25 января 2025
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses