Темы мини-сочинений с образцами ответов.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов.
1. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, помогло на примере поступков героев стать более уверенным в каких-то жизненных принципах? Чем именно помогло?На уроках литературы мы прочитали произведение М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». В центре поэмы – конфликт между купцом и опричником (приближённым Ивана Грозного). Кирибеевич, пользуясь своим положением, оскорбляет жену купца Калашникова, нанося урон её репутации. Как поступил бы другой человек в этой ситуации? Наверное, постарался бы закрыть глаза на случившееся, ведь совершенно ясно, к каким последствиям приведёт попытка отстоять честь семьи. Однако купец Калашников не из трусливых: он вступает в открытый поединок с Кирибеевичем, зная, что идёт на верную смерть. Меня восхитила сила духа заглавного героя – настоящего борца за справедливость. Он стал для меня примером, которому хочется подражать, и научил сохранять верность своим нравственным убеждениям и жизненным принципам.
2. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, помогло глубже понять историю предков и историю России в целом? Чем именно помогло?Поэзия Н.А. Некрасова в этом году стала для меня открытием. Поэт обращается к реальным историческим событиям, что позволяет нам, читателям, расширить свой кругозор и задуматься об актуальных проблемах. Например, стихотворение «Железная дорога» содержит в себе философские размышления об угнетённом положении русского народа. Крестьяне, нанятые на работу, гибли в нечеловеческих условиях, а после строительства никто даже и не вспомнил имена этих героев. Как подчёркивает автор, все заслуги приписали графу Клейнмихелю – жестокому человеку, который руководил работой и издевался над бедняками. В этом произведении говорится о социальном неравенстве – закономерном следствии крепостного права. Эти страницы нашей истории ни в коем случае нельзя забывать. Но между тем Н.А. Некрасов подчёркивает и силу духа русских людей, способных выстоять в любой ситуации, вынести «всё, что господь ни пошлет!» Эти рассуждения помогают понять характер наших предков, формировавшийся под влиянием тяжёлых испытаний.
3. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, посоветовали человеку, сомневающемуся в себе? Почему?Человеку, сомневающемуся в себе я бы посоветовала повесть А.С. Грина «Алые паруса». Это произведение о том, что каждый из нас способен делать чудеса своими руками. Когда Грэй оказался в Каперне и узнал историю Ассоль, которая долгие годы жила лишь одной надеждой на встречу с принцем, он сразу принял важное решение. Герой ни на секунду не сомневался: он был уверен, что Ассоль – это его судьба, поэтому и сделал всё возможное, чтобы не упустить счастье. Грэй воплотил мечту девушки в реальность и был вознаграждён за это чистой и нежной любовью. Кроме того, нельзя не подчеркнуть и преданность самой Ассоль. Несмотря на то, что жители Каперны издевались над ней и её отцом, она сохранила в себе веру в чудо и оставалась верной своей мечте. Когда человек не сдаётся, он действительно на многое способен. Эта мысль, на мой взгляд, могла бы помочь тому, кто в чём-либо сомневается и стоит на перепутье.
4. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, поставили на первое место, если бы составляли каталог книг о природе и животных? Почему?Если бы я составляла каталог книг о природе и животных, то на первое место поставила бы цикл И.С. Тургенева «Записки охотника». Все очерки, входящие в этот цикл, подробно описывают деревенскую природу: автор поражает развёрнутыми и детальными пейзажами. Например, произведение «Бирюк» начинается с подробного описания грозы, позволяющего представить место, где происходит стихийное бедствие: «сухой ручей, весь заросший лозинками», «густые кусты орешника», «глубокие продольные рытвины». Писатель обращает внимание на каждую деталь, чтобы создать целостную картину происходящего. Кроме того, поскольку повествование ведётся от лица охотника, в книге можно найти и интересные описания животных. Например, в очерке «Ермолай и мельничиха» большое внимание уделяется охотничьей собаке Валетке. На мой взгляд, этот цикл позволит расширить кругозор всех тех, кто интересуется природным миром.
5. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, описывает ситуацию нравственного выбора героя? Чем руководствуется персонаж?Ситуация нравственного выбора представлена в повести Л.Н. Толстого «После бала». Главный герой, от лица которого ведётся повествование, изначально мечтал о карьере военного. Однако впоследствии он изменил своё решение, да и надежда на личное счастье тоже разрушилась под влиянием внешних обстоятельств. На выбор Ивана Васильевича повлияла сцена жестокого избиения татарина, которым руководил отец его возлюбленной Вареньки. После случившегося взгляды героя кардинальным образом меняются. Он действительно становится перед сложным выбором: закрыть на всё глаза и жениться на Вареньке или разорвать отношения с этой семьёй и отказаться от карьеры. Честный и справедливый Иван Васильевич выбирает второй вариант.
6. В каком литературном произведении, рассмотренном в этом году на уроках или прочитанном самостоятельно, обличаются человеческие пороки? Какие отрицательные качества присущи герою?На меня большое впечатление произвела сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Главный герой мечтает избавиться от крестьян, потому что не переносит «холопьего запаху». По чудесному стечению обстоятельств, его желание сбывается, однако сам помещик оказывается совершенно беспомощным без своих слуг. Автор создаёт гротескную ситуацию, показывая, как его герой постепенно превращается в дикого зверя. Иными словами, это процесс духовной деградации человека. М.Е. Салтыков-Щедрин обличает такие недостатки, как невежество, инфантильность, гордыня и эгоизм. Кроме того, автор заставляет задуматься о проблеме социального неравенства и угнетённом положении простых людей, вынужденных подчиняться воле глупых, необразованных помещиков.
7. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, считаете необходимым экранизировать? Почему?Я считаю, что легенда о Данко из произведения М. Горького «Старуха Изергиль» должна быть экранизирована. Данко – это пример альтруиста, готового пожертвовать собой ради других людей. Он берёт на себя ответственность, становится их лидером и обещает вывести из леса. Данко делает всё возможное, чтобы помочь людям, но они всё равно жалуются и обвиняют его во всех своих проблемах. Мне кажется, то, как Данко вырывает из груди сердце, чтобы осветить другим дорогу, это ключевой эпизод, который важно показать на экране максимально эффектно. Кроме того, нельзя забывать и «осторожного» человека, наступившего на сердце ногой, чтобы не произошло ничего страшного. Думаю, его следует показать крупным планом. Эта легенда сохраняет актуальность и в наши времена, поэтому о ней должны узнать многие, и экранизация может в этом помочь.
8. Какого героя вы бы назвали своеобразным, непохожим на других людей? Почему?Своеобразен, на мой взгляд, заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Это сильный человек и настоящий патриот, готовый отдать жизнь ради Запорожской Сечи. Он отличается решительностью и отвагой, обладает лидерскими качествами, всегда умеет приободрить товарищей. Необычен Тарас Бульба и в эпизоде встречи с младшим сыном Андрием. Узнав о его предательстве, Тарас Бульба так и не смог с этим смириться. Он убил собственного сына, и этот поступок наверняка вызвал много противоречивых эмоций у читателей – как современников Н.В. Гоголя, так и моих сверстников. Тарас Бульба – герой, которым можно восхищаться, и в то же время человек, которого есть за что осуждать. Это яркий, запоминающийся, колоритный образ в русской литературе.
9. Какое произведение древнерусской литературы, прочитанное Вами на уроках литературы или самостоятельно, содержит нравственные уроки? Почему эти произведения остаются актуальными и в наше время?На уроках литературы мы читали знаменитое произведение древнерусской литературы – «Поучение Мономаха». Оно представляет собой наставление великого киевского князя своим потомкам. Этот свод жизненных правил актуален и в наше время. Например, князь призывает усердно трудиться, стараясь побороть в себе лень, совершать добрые поступки и говорить приятные слова ближним, остерегаться лжи и пьянства, а также всегда учиться чему-то новому. Это универсальные советы, которые могут быть полезны людям в любую эпоху. На мой взгляд, «Поучение Мономаха» – настоящий кладезь мудрости.
10. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, поднимает проблемы важные для современной молодежи? Какие именно?Таким произведением, на мой взгляд, может быть рассказ А.П. Платонова «Юшка». Проблема травли, к сожалению, не теряет актуальности. В коллективе достаточно часто есть «белая ворона», над которой все посмеиваются или даже издеваются в открытую. В рассказе А.П. Платонова заглавный герой – юродивый, которому приходится терпеть постоянные насмешки в свою сторону. Его мучают не только взрослые, но и дети, наученные своими родителями. Однако Юшка оказывается очень добрым и сострадательным человеком, он всю жизнь помогал девушке-сиротке, которая впоследствии стала прекрасным врачом. Такие, как Юшка, могут казаться странными и замкнутыми со стороны, но на самом деле они заслуживают уважительного отношения. Я думаю, это произведение поможет школьникам задуматься о том, как важно терпимо относиться к другим, принимая их такими, какие они есть.