Решение демоверсии ВПР литературе в 8 классе

Подробные ответы к заданиям демоверсии ВПР по литературе в 8 классе с критериями оценивания.

Демоверсия: демоверсия-8-лит.pdf
Описание: описание-8-лит.pdf


1. Как называется острое столкновение героев, характеров, жизненных принципов, положенное в основу действия литературного произведения?



2. Как называется средство создания художественных образов – форма воссоздания жизни в литературном произведении, основанная на творческом воображении автора, не имеющая прямых соответствий в реальности?



Прочитайте текст и выполните задания 3–5.

Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачёва и толпою бежал за нами. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду. Изменник помог Пугачёву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие. Увидя меня, он смутился; но вскоре оправился, протянул мне руку, говоря: «И ты наш? Давно бы так!» Я отворотился от него и ничего не отвечал.

Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, где на стене висел ещё диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачёв сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднёс ему водки. Пугачёв выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Швабрин подошёл ко мне с своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачёв был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивости. Пугачёв осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном и вдруг спросил его неожиданно:

– Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне её. Швабрин побледнел как мёртвый.
– Государь, – сказал он дрожащим голосом... – Государь, она не под караулом... она больна... она в светлице лежит.
– Веди ж меня к ней, – сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повёл Пугачёва в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «памятная надпись, отклик на известие о чьей-то смерти».



4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) …на стене висел ещё диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени.
Б) Сердце моё заныло
В) – Государь, – сказал он дрожащим голосом...

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1) олицетворение
2) эпитет
3) сравнение
4) метафора



Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 50 слов.


5. Объясните, почему Швабрин в приведённой сцене «казался сам не свой».



ИЛИ
(блок 3–5)


Прочитайте текст и выполните задания 3–5.

Вечер на Оке

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обременённая работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей.
И лишь когда за тёмной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснёт,
Обыденности плотная завеса
С её красот мгновенно упадёт.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдёт огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаёшь.

Н.А. Заболоцкий

3. Выпишите из текста слово, которое означает «повседневность, заурядность».



4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) …Сойдёт огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
Б) С утра обременённая работой,
Трудом лесов…
В) Вздохнут леса, опущенные в воду…

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1) анафора
2) звукопись
3) сравнение
4) олицетворение



Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.


5. Объясните, как в стихотворении раскрывается взаимоотношение человека и природы.



Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.


6. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему становления человека, осознания им жизненных ценностей? Чему именно Вас научило это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.

0
26 марта 2025
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses