Решение демоверсии ВПР по русскому языку для 10 класса
Подробные ответы к заданиям ВПР по русскому языку в 10 классе с критериями оценивания.
Демоверсия:
Описание:
Часть 1
(1)В начале 1870 года русские художники поняли наконец прелесть родной природы. (2)Ранее их привлекали экзотические красоты итальянских и крымских ландшафтов. (3)Неброское обаяние пейзажей средней полосы могло быть выражено только через эмоциональное состояние творца. (4)Если для передачи величия моря и гор художнику порой достаточно сосредоточиться на местности, но здесь значимой стала необходимость выразить субъективное отношение, ибо только так можно было раскрыть внешне неприметную, но полную грустного очарования душу русской природы, углубить её восприятие.
1. Подберите и запишите синоним к слову «неброский» из предложения 3.
2. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Поняли, сосредоточиться, значимой, углубить.
4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
А) речевая избыточность
Б) нарушение лексической сочетаемости
В) неправильное употребление фразеологического оборота
ПРИМЕРЫ
1) Два единственных вопроса волновали жителей дома: неполадки в квартирах и ремонт.
2) Он учился в музыкальной консерватории.
3) Исторический музей Москвы приглашает взрослых и детей на выставки и лекции
4) В маленьком городе N дизайнера интерьера днём с фонарём не сыщешь.
5) Семёнов как в воду глядел, предсказывая результаты отборочного этапа по пятиборью.
5. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1) Картина В. Васнецова «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем» интересная по сюжету и композиции.
2) И. Айвазовского считают одним из лучших художников-маринистов его эпохи.
3) На переднем плане картины Федота Сычкова «Колхозный базар» изображена девушка – продавец помидор.
4) «Я смогу победить глухоту», – уверял Людвиг ван Бетховен
6. Выпишите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова.
Спелая виш...нка, г...рный воздух, пр. соед...ниться к обсуждению, м...ровой судья, соб...рательный образ, соч..тание цветов, накл...ниться вбок, ярко г...рели, радос...ное настроение, болезненный ож...г, бурная реч...нка, надеть пальт...цо, расст...лается ковром, пр...митивный ответ, вкусный в...негрет.
7. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.
1) Девушка была образова (н, нн)а и воспита (н, нн)а.
2) Многие личностные качества лицеистов были сформирова(н,нн)ы талантливыми педагогами Царскосельского лицея.
3) (В)даль морскую умчался парусник.
4) Мы договорились (на)счёт поездки в Ясную Поляну.
5) Утро выдалось не (по)летнему холодным.
6) Музыка сопровождает человека (в)течение всей жизни.
7) Страстная любовь к рыбалке у Чехова то(же) возникла в детстве, как и чтение книг о путешествиях.
8) Пламя костра летело (в)верх, к тёмному небу.

Часть 2
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10.
Текст 2
(1)Для нас Василий Дмитриевич Поленов прежде всего автор «Московского дворика», «Бабушкиного сада», «У ворот усадьбы», где чувствуются мягкие элегические ноты, где есть ощущение уходящей в прошлое старины.
(2)Именно «Московским двориком» В. Поленов дебютировал на выставке передвижников. (3)Предполагают, что однажды, поселившись в Трубниковском переулке, Василий Дмитриевич из окна увидел свой «Московский дворик». (4)И глазам, сердцу, уму дворик явился миром, в котором очень хочется жить. (5)Казалось бы, что в нём особенного? (6)Куры копаются в земле. (7)Лошадь приуныла возле своей телеги. (8)Ребятишки играют на обычнейшей лужайке с обычнейшими ромашками. (9)Женщина несёт воду в ведре.
(10)Полощется в воздухе мокрое бельё; деревья, змейка тропки, сараюшки… (11)Всё обыкновенно. (12)Но эту обычную картину увидели глаза художника, насмотревшиеся на кровь и ужасы войны, вдоволь налюбовавшиеся египетскими пирамидами и дворцами с гондолами в Венеции. (13)Сердце его увидело и дрогнуло. (14)И дворик озарился вдруг таким светом радости, таким чувством любви и блаженства, что маленький кусочек московской земли сделался бесконечной поэмой. (15)Смотришь, «выходишь», минуя раму, в дворик, шагаешь тропкой и понимаешь: вот она, жизнь…
(16)Всё в «Московском дворике» гармонично и мягко. (17)Ничто резким контрастом не разрушает цветового единства. (18)Органично соединяются жилище человека и природа. (19)Всё пронизано небесной голубизной и светом. (20)Дворик исполнен необыкновенной поэзии.
(21)Сколько прелести в белой, выгоревшей на солнце детской головке! (22)И в задумчивой фигурке, бредущей к цветку… (23)Картина без недомолвок. (24)Всё рассказано. (25)Так почему же в ней находили неисчерпаемую тайну знакомых мест? (26)А всё на самом деле элементарно просто. (27)В обыкновенном узнано необыкновенное, в обычном – очарование родного края.
(28)Дворик стал признанием в любви. (29)Любви к Родине.
(30)Сам В. Д. Поленов называл себя представителем пейзажно-бытового жанра. (31)Согласиться с этим трудно. (32)Он объясняется в любви своей земле, своему краю неспокойно, пылко, обжигающе. (33)Разве не романтична «Осень в Абрамцеве» – «Федюшкино воспоминание», картина-память о сыне? (34)Она вобрала в себя зовущую темень, яркую алость и успокаивающую желтизну.
(35)Отсветы этой буйной палитры ткут в воде богатый ковёр… (36)Из царства человека В. Поленов уходит в мягкий, прекрасный, возвышающий мир природы.
(37)Рыжевато-дымчатые кустики в картине «Ранний снег» уселись на снегу, словно зайцы, полоса угасающего осеннего пламени отделяет белую пелену от реки.(38)А над всем этим – яркое небо, уже подёрнувшееся туманом, – нежная переходная пора.
(39)На тёмной глади «Заросшего пруда» буровато-красные и зелёные листья кувшинок, пятнышки лилий. (40)Временный тупик, застой и ожидание близящейся грозы: что-то произойдёт, случится… (41)А когда обжигаешься червонным золотом и прорывающимся зелёным буйством «Золотой осени», невольно думаешь: человеку, столь пронзительно ощущавшему природу, трудно было жить, не захлёбываясь той большой радостью, которую она ему дарила.
(42)Однажды, вернувшись в очередной раз из заграничной поездки, В. Д. Поленов поссорился с художественным критиком В. В. Стасовым: тому вдруг показалось, что живопись у Поленова какая-то нерусская. (43)И вообще, жить бы ему за границей. (44)А он всей душой тянулся к России: «…подло жить в Европе, когда в России надо работать… Чувствую себя… без почвы, без смысла…».
8. Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.
9. Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
1) Буйный (предложение 35) — быстро растущий; обильный, густой, пышный.
2) Гондола (предложение 12) — подвешенная к оболочке воздушного шара, аэростата, дирижабля кабина для экипажа и оборудования.
3) Озарить (предложение 14) — оживиться, согреться; пронизать каким-либо чувством, настроением.
4) Уходить (предложение 36) — увлечённо, целиком отдаваться какому-либо занятию.
5) Почва (предложение 44) — верхний слой земной коры, который является основной средой для развития растительной жизни.
10. Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Как повлияло очарование родной природы на творчество В. Д. Поленова?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.
Демоверсия:
Описание:
Часть 1
(1)В начале 1870 года русские художники поняли наконец прелесть родной природы. (2)Ранее их привлекали экзотические красоты итальянских и крымских ландшафтов. (3)Неброское обаяние пейзажей средней полосы могло быть выражено только через эмоциональное состояние творца. (4)Если для передачи величия моря и гор художнику порой достаточно сосредоточиться на местности, но здесь значимой стала необходимость выразить субъективное отношение, ибо только так можно было раскрыть внешне неприметную, но полную грустного очарования душу русской природы, углубить её восприятие.
(По И. Кашековой)
1. Подберите и запишите синоним к слову «неброский» из предложения 3.
2. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Поняли, сосредоточиться, значимой, углубить.
4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
А) речевая избыточность
Б) нарушение лексической сочетаемости
В) неправильное употребление фразеологического оборота
ПРИМЕРЫ
1) Два единственных вопроса волновали жителей дома: неполадки в квартирах и ремонт.
2) Он учился в музыкальной консерватории.
3) Исторический музей Москвы приглашает взрослых и детей на выставки и лекции
4) В маленьком городе N дизайнера интерьера днём с фонарём не сыщешь.
5) Семёнов как в воду глядел, предсказывая результаты отборочного этапа по пятиборью.
5. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1) Картина В. Васнецова «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем» интересная по сюжету и композиции.
2) И. Айвазовского считают одним из лучших художников-маринистов его эпохи.
3) На переднем плане картины Федота Сычкова «Колхозный базар» изображена девушка – продавец помидор.
4) «Я смогу победить глухоту», – уверял Людвиг ван Бетховен
6. Выпишите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова.
Спелая виш...нка, г...рный воздух, пр. соед...ниться к обсуждению, м...ровой судья, соб...рательный образ, соч..тание цветов, накл...ниться вбок, ярко г...рели, радос...ное настроение, болезненный ож...г, бурная реч...нка, надеть пальт...цо, расст...лается ковром, пр...митивный ответ, вкусный в...негрет.
7. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.
1) Девушка была образова (н, нн)а и воспита (н, нн)а.
2) Многие личностные качества лицеистов были сформирова(н,нн)ы талантливыми педагогами Царскосельского лицея.
3) (В)даль морскую умчался парусник.
4) Мы договорились (на)счёт поездки в Ясную Поляну.
5) Утро выдалось не (по)летнему холодным.
6) Музыка сопровождает человека (в)течение всей жизни.
7) Страстная любовь к рыбалке у Чехова то(же) возникла в детстве, как и чтение книг о путешествиях.
8) Пламя костра летело (в)верх, к тёмному небу.

Часть 2
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10.
Текст 2
(1)Для нас Василий Дмитриевич Поленов прежде всего автор «Московского дворика», «Бабушкиного сада», «У ворот усадьбы», где чувствуются мягкие элегические ноты, где есть ощущение уходящей в прошлое старины.
(2)Именно «Московским двориком» В. Поленов дебютировал на выставке передвижников. (3)Предполагают, что однажды, поселившись в Трубниковском переулке, Василий Дмитриевич из окна увидел свой «Московский дворик». (4)И глазам, сердцу, уму дворик явился миром, в котором очень хочется жить. (5)Казалось бы, что в нём особенного? (6)Куры копаются в земле. (7)Лошадь приуныла возле своей телеги. (8)Ребятишки играют на обычнейшей лужайке с обычнейшими ромашками. (9)Женщина несёт воду в ведре.
(10)Полощется в воздухе мокрое бельё; деревья, змейка тропки, сараюшки… (11)Всё обыкновенно. (12)Но эту обычную картину увидели глаза художника, насмотревшиеся на кровь и ужасы войны, вдоволь налюбовавшиеся египетскими пирамидами и дворцами с гондолами в Венеции. (13)Сердце его увидело и дрогнуло. (14)И дворик озарился вдруг таким светом радости, таким чувством любви и блаженства, что маленький кусочек московской земли сделался бесконечной поэмой. (15)Смотришь, «выходишь», минуя раму, в дворик, шагаешь тропкой и понимаешь: вот она, жизнь…
(16)Всё в «Московском дворике» гармонично и мягко. (17)Ничто резким контрастом не разрушает цветового единства. (18)Органично соединяются жилище человека и природа. (19)Всё пронизано небесной голубизной и светом. (20)Дворик исполнен необыкновенной поэзии.
(21)Сколько прелести в белой, выгоревшей на солнце детской головке! (22)И в задумчивой фигурке, бредущей к цветку… (23)Картина без недомолвок. (24)Всё рассказано. (25)Так почему же в ней находили неисчерпаемую тайну знакомых мест? (26)А всё на самом деле элементарно просто. (27)В обыкновенном узнано необыкновенное, в обычном – очарование родного края.
(28)Дворик стал признанием в любви. (29)Любви к Родине.
(30)Сам В. Д. Поленов называл себя представителем пейзажно-бытового жанра. (31)Согласиться с этим трудно. (32)Он объясняется в любви своей земле, своему краю неспокойно, пылко, обжигающе. (33)Разве не романтична «Осень в Абрамцеве» – «Федюшкино воспоминание», картина-память о сыне? (34)Она вобрала в себя зовущую темень, яркую алость и успокаивающую желтизну.
(35)Отсветы этой буйной палитры ткут в воде богатый ковёр… (36)Из царства человека В. Поленов уходит в мягкий, прекрасный, возвышающий мир природы.
(37)Рыжевато-дымчатые кустики в картине «Ранний снег» уселись на снегу, словно зайцы, полоса угасающего осеннего пламени отделяет белую пелену от реки.(38)А над всем этим – яркое небо, уже подёрнувшееся туманом, – нежная переходная пора.
(39)На тёмной глади «Заросшего пруда» буровато-красные и зелёные листья кувшинок, пятнышки лилий. (40)Временный тупик, застой и ожидание близящейся грозы: что-то произойдёт, случится… (41)А когда обжигаешься червонным золотом и прорывающимся зелёным буйством «Золотой осени», невольно думаешь: человеку, столь пронзительно ощущавшему природу, трудно было жить, не захлёбываясь той большой радостью, которую она ему дарила.
(42)Однажды, вернувшись в очередной раз из заграничной поездки, В. Д. Поленов поссорился с художественным критиком В. В. Стасовым: тому вдруг показалось, что живопись у Поленова какая-то нерусская. (43)И вообще, жить бы ему за границей. (44)А он всей душой тянулся к России: «…подло жить в Европе, когда в России надо работать… Чувствую себя… без почвы, без смысла…».
(По В. Липатову)
8. Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.
9. Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
1) Буйный (предложение 35) — быстро растущий; обильный, густой, пышный.
2) Гондола (предложение 12) — подвешенная к оболочке воздушного шара, аэростата, дирижабля кабина для экипажа и оборудования.
3) Озарить (предложение 14) — оживиться, согреться; пронизать каким-либо чувством, настроением.
4) Уходить (предложение 36) — увлечённо, целиком отдаваться какому-либо занятию.
5) Почва (предложение 44) — верхний слой земной коры, который является основной средой для развития растительной жизни.
10. Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Как повлияло очарование родной природы на творчество В. Д. Поленова?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.
23 марта 2025