Задание 4 ВПР: морфологический анализ слова
План морфологического разбора слова и тренировочные задания для подготовки к ВПР в 7 классе.
План морфологического анализа для 7 класса (причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица).
Причастие
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (признак предмета по действию). Поставить слово в начальную форму (именительный падеж, единственное число, мужской род). Написать, от какого глагола образовано.
II. Определить постоянные морфологические признаки (вид, возвратность, залог (действительное или страдательное), время (настоящее или прошедшее).
Определить непостоянные морфологические признаки (полная или краткая форма (у страдательных), число, падеж, род (в ед.ч.)).
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Деепричастие
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (добавочное действие при основном). Написать, от какого глагола образовано.
II. Определить морфологические признаки (вид, возвратность, неизменяемость).
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Наречие
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (признак признака, признак действия, признак предмета).
II. Определить морфологические признаки (неизменяемость, разряд по значению (образа действия, меры и степени, места, времени, причины, условия, уступки, цели), степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Предлог
I. Выписать слово, определить часть речи, назначение (служит для связи слов в словосочетании), к какому слову относится, с каким падежом употреблён.
II. Определить морфологические признаки (неизменяемость, разряд по происхождению (производный или непроизводный), разряд по составу (простой или составной).
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Союз
I. Выписать слово, определить часть речи, назначение (служит для связи однородных членов предложения; служит для связи грамматических основ), разряд по значению (сочинительный (соединительный, противительный, разделительный), подчинительный (изъяснительный, временной, целевой, причинный, уступительный, условный, сравнительный, следственный).
II. Определить морфологические признаки (неизменяемость, разряд по составу (простой или составной).
III. Синтаксическая роль в предложении (не является членом предложения).
Образец
Частица
I. Выписать слово, определить часть речи, функцию, к чему относится.
II. Определить морфологические признаки (неизменяемость, разряд (формообразующая, словообразующая или смысловая: значение (усилительная, отрицательная, выделительно-ограничительная, вопросительная, указательная, восклицательная, уточняющая, со значением сомнения).
III. Синтаксическая роль в предложении (входит в состав другого члена предложения или не является членом предложения).
Образец
Выполните морфологический анализ следующих слов.
1. (Шлем) украшенный.
2. (Дорога) уходящая.
3. (Чаем) заваренным.
4. (Пение) посвящённое.
5. (Прелесть) заключена.
6. (Ответил) проснувшись.
7. (Ответил) сгоряча.
8. Вследствие (болезни).
9. (Не скажу) и (не приду).
10. Неужели (ты не придёшь?)
План морфологического анализа для 7 класса (причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица).
Причастие
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (признак предмета по действию). Поставить слово в начальную форму (именительный падеж, единственное число, мужской род). Написать, от какого глагола образовано.
II. Определить постоянные морфологические признаки (вид, возвратность, залог (действительное или страдательное), время (настоящее или прошедшее).
Определить непостоянные морфологические признаки (полная или краткая форма (у страдательных), число, падеж, род (в ед.ч.)).
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Весна, пришедшая на смену зиме, оказалась солнечной.
I. Пришедшая (какая?) — прич., обозначает признак предмета по действию. Н.ф.: пришедший. Образовано от глагола прийти.
II. П.п.: сов.в., невозвр., действ., прош. вр.)
Н.п.: ед.ч., И.п., ж.р.
III. Весна (какая?) пришедшая. В предложении является определением.
I. Пришедшая (какая?) — прич., обозначает признак предмета по действию. Н.ф.: пришедший. Образовано от глагола прийти.
II. П.п.: сов.в., невозвр., действ., прош. вр.)
Н.п.: ед.ч., И.п., ж.р.
III. Весна (какая?) пришедшая. В предложении является определением.
Деепричастие
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (добавочное действие при основном). Написать, от какого глагола образовано.
II. Определить морфологические признаки (вид, возвратность, неизменяемость).
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Он долго не спал, читая интересную книгу.
I. Читая (что делая?) — дееприч., обозначает добавочное действие. Образовано от глагола читать.
II. Несов.в., невозвр., неизм..
III. Не спал (что делая? почему?) читая. В предложении является обстоятельством.
I. Читая (что делая?) — дееприч., обозначает добавочное действие. Образовано от глагола читать.
II. Несов.в., невозвр., неизм..
III. Не спал (что делая? почему?) читая. В предложении является обстоятельством.
Наречие
I. Выписать слово, определить часть речи, написать общее грамматическое значение (признак признака, признак действия, признак предмета).
II. Определить морфологические признаки (неизменяемость, разряд по значению (образа действия, меры и степени, места, времени, причины, условия, уступки, цели), степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Я внимательно слушал учителя.
I. Слушал (как?) внимательно — наречие, обозначает признак действия.
II. Неизм., наречие образа действия.
III. Слушал (как?) внимательно. В предложении является обстоятельством.
I. Слушал (как?) внимательно — наречие, обозначает признак действия.
II. Неизм., наречие образа действия.
III. Слушал (как?) внимательно. В предложении является обстоятельством.
Предлог
I. Выписать слово, определить часть речи, назначение (служит для связи слов в словосочетании), к какому слову относится, с каким падежом употреблён.
II. Определить морфологические признаки (неизменяемость, разряд по происхождению (производный или непроизводный), разряд по составу (простой или составной).
III. Синтаксическая роль в предложении. Задать вопрос от главного слова, подчеркнуть как член предложения.
Образец
Я не мог уснуть несмотря на усталость.
I. Несмотря на — предлог, служит для связи слов в словосочетании, относится к существительному усталость, употреблён с В.п..
II. Неизм., производный, составной.
III. Не мог уснуть (вопреки чему?) несмотря на усталость. В предложении входит в состав обстоятельства.
I. Несмотря на — предлог, служит для связи слов в словосочетании, относится к существительному усталость, употреблён с В.п..
II. Неизм., производный, составной.
III. Не мог уснуть (вопреки чему?) несмотря на усталость. В предложении входит в состав обстоятельства.
Союз
I. Выписать слово, определить часть речи, назначение (служит для связи однородных членов предложения; служит для связи грамматических основ), разряд по значению (сочинительный (соединительный, противительный, разделительный), подчинительный (изъяснительный, временной, целевой, причинный, уступительный, условный, сравнительный, следственный).
II. Определить морфологические признаки (неизменяемость, разряд по составу (простой или составной).
III. Синтаксическая роль в предложении (не является членом предложения).
Образец
Я пришёл к тебе, чтобы обо всём рассказать.
I. Чтобы — союз, служит для связи главной и придаточной связи в предложении, подчинительный (целевой).
II. Неизм., простой.
III. Не является членом предложения.
I. Чтобы — союз, служит для связи главной и придаточной связи в предложении, подчинительный (целевой).
II. Неизм., простой.
III. Не является членом предложения.
Частица
I. Выписать слово, определить часть речи, функцию, к чему относится.
II. Определить морфологические признаки (неизменяемость, разряд (формообразующая, словообразующая или смысловая: значение (усилительная, отрицательная, выделительно-ограничительная, вопросительная, указательная, восклицательная, уточняющая, со значением сомнения).
III. Синтаксическая роль в предложении (входит в состав другого члена предложения или не является членом предложения).
Образец
Я хотел бы попросить у тебя прощения.
I. Бы — частица, служит для образования формы условного наклонения глагола, относится к глаголу хотел.
II. Неизм., формообразующая.
III. Входит в состав сказуемого (хотел бы попросить).
I. Бы — частица, служит для образования формы условного наклонения глагола, относится к глаголу хотел.
II. Неизм., формообразующая.
III. Входит в состав сказуемого (хотел бы попросить).
Выполните морфологический анализ следующих слов.
1. (Шлем) украшенный.
2. (Дорога) уходящая.
3. (Чаем) заваренным.
4. (Пение) посвящённое.
5. (Прелесть) заключена.
6. (Ответил) проснувшись.
7. (Ответил) сгоряча.
8. Вследствие (болезни).
9. (Не скажу) и (не приду).
10. Неужели (ты не придёшь?)
Сегодня, 12:00