Демоверсия ВПР 2021 по географии для 8 класса
Официальный образец проверочной работы по географии на 2021 год.
ВПР по географии пройдёт с 15 марта по 21 мая. Точную дату устанавливает образовательная организация самостоятельно.
Время на выполнение — 90 минут.
В работе 8 заданий.
Ответы идут после заданий.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, атласом и другим справочным материалом. Для выполнения заданий 2.2 и 4.1 Вам потребуется калькулятор. При необходимости можно пользоваться черновиком.
Скачать демоверсию (образец):
Скачать описание:
Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Работа включает в себя 8 заданий (22 подпункта). Все задания комплексные и включают в себя от двух до четырех подпунктов.
Задания 1 и 2 основываются на проверке знания географического положения России и его применения в конкретной ситуации. Задание 1 состоит из трех подпунктов и проверяет знание стран – соседей России и умения работать с иллюстративной и графической информацией. Первая часть задания предполагает определение стран – соседей России по их очертаниям и названиям столиц и указание этих стран на картосхеме; вторая часть – ранжирование стран по протяженности границ с Россией на основе анализа диаграммы, третья часть – указание страны в соответствии с поставленным вопросом.
Задание 2 проверяет знание географической номенклатуры и умение применять знание одного из ключевых понятий географии – географическое положение, умения пользоваться картой для характеристики географического положения России, определять географические координаты и расстояния по карте. Задание выполняется с использованием карты и состоит из двух подпунктов. В первой части задания требуется указать названия обозначенных на карте объектов, определяющих географическое положение России. Во второй части задания обучающимся необходимо определить географические координаты точки, связанной с одним из этих объектов, и рассчитать расстояние между указанными точками с помощью географических координат.
Задание 3 проверяет умение работать с картой и фотоиллюстрациями на основе применения знания особенностей рельефа России, размещения крупных форм рельефа и географической номенклатуры. Задание 3 включает в себя три подпункта и выполняется с использованием той же карты, что и для задания 2. Первая часть задания проверяет знание географической номенклатуры применительно к формам рельефа России. Во второй части обучающимся необходимо определить и указать одну из форм рельефа по ее местоположению на карте и фотоизображению. В третьей части задания требуется выявить характерные особенности указанной формы рельефа по предложенным в задании характеристикам.
Задание 4 направлено на работу с текстом, в котором представлено описание одного из гидрографических объектов России (реки, моря, озера), и картой. Задание содержит два подпункта. Первая часть задания проверяет умение использовать текст в качестве источника географической информации, а также знание географической терминологии и умение ее использовать для решения учебных задач. Ответом является заполненная на основе текста таблица, отражающая основные гидрографические характеристики данного объекта. Во второй части задания необходимо выбрать из текста названия всех упомянутых в нем объектов в соответствии с заданием и подписать их на карте.
Задание 5 проверяет умение использовать графическую интерпретацию климатических показателей для выявления основных географических закономерностей климата России и знание климатообразующих факторов, определяющих эти закономерности. Задание состоит из трех подпунктов. Первая часть задания предполагает установление соответствия представленных в задании климатограмм климатическим поясам. Во второй части задания обучающимся необходимо сопоставить климатограммы с кратким текстом, в котором отражены особенности климата одного из городов России, и заполнить таблицу климатических показателей для климатического пояса, в котором расположен этот город, по соответствующей климатограмме. В третьей части задания проверяется умение выявлять климатообразующие факторы для территории, на которой расположен данный город.
Задание 6 ориентировано на проверку умений: применять географическое мышление; использовать различные источники географической информации (карту, фотоизображения, текст) для решения поставленной задачи; использовать знания о географических закономерностях и взаимосвязях между географическими объектами, о зональном времени, об особенностях компонентов природы отдельных территорий; приводить примеры взаимодействия природы и общества в разных природных условиях. Задание основано на описании маршрута путешествия по России и включает в себя три подпункта. В первой части задания требуется определить названия субъектов Российской Федерации по
опорным точкам маршрута, обозначенным на карте административно-территориального деления, и подписать на карте центры этих субъектов. Во второй части обучающиеся должны рассчитать разницу во времени между двумя точками маршрута. Третья часть задания предполагает работу с текстом и фотоизображениями в целях определения смены природных зон по маршруту, природных и культурных достопримечательностей и объектов, выявления проблем, связанных с хозяйственной деятельностью.
Задание 7 содержит три подпункта; оно основано на работе со статистическими данными о населении регионов России, представленными в виде статистической таблицы, и проверяет умение извлекать эту информацию и интерпретировать ее в целях сопоставления с информацией, представленной в графической форме (в виде диаграмм и графиков).
Задание 8 проверяет сформированность представлений о географии как науке на основе применения знания особенностей компонентов природы своего региона и умения составлять их краткое описание. Задание состоит из трех подпунктов. Результатом выполнения задания должна стать заполненная таблица с указанием географических специальностей, которые изучают отдельные компоненты природы, и описанием особенностей компонентов природы своего региона, а также выделение региона на карте.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Полные правильные ответы на задания оцениваются в баллах следующим образом:
- задание 1 – 6 баллов;
- задание 2 – 4 балла;
- задание 3 – 6 баллов;
- задание 4 – 4 балла;
- задание 5 – 5 баллов;
- задание 6 – 5 баллов;
- задание 7 – 4 балла;
- задание 8 – 6 баллов.
По подпунктам:
- полный правильный ответ на каждое из заданий 1.2, 5.1, 7.2, 7.3 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов;
- полный правильный ответ на каждое из заданий 1.3, 2.1, 3.3, 5.3, 7,1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов; ответы на задания 1.3 и 7.1 оценивается 1 баллом, если в ответе перепутаны местами два элемента;
- ответы на задания 1.1, 2.2, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2, 5.2, 6.1–6.3, 8.1–8.3 оцениваются в соответствии с критериями: полный правильный ответ на каждое из заданий 6.2 и 8.1 оценивается 1 баллом; на каждое из заданий 1.1, 2.2, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2, 5.2, 6.1, 6.3, 8.1, 8.2 – 2 баллами; на задания 1.1 и 8.3 – 3 баллами.
Максимальный балл за выполнение работы – 40.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
«2»: 0-12
«3»: 13-26
«4»: 27-35
«5»: 36-40
ВПР по географии пройдёт с 15 марта по 21 мая. Точную дату устанавливает образовательная организация самостоятельно.
Время на выполнение — 90 минут.
В работе 8 заданий.
Ответы идут после заданий.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, атласом и другим справочным материалом. Для выполнения заданий 2.2 и 4.1 Вам потребуется калькулятор. При необходимости можно пользоваться черновиком.
Скачать демоверсию (образец):
Скачать описание:
Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Работа включает в себя 8 заданий (22 подпункта). Все задания комплексные и включают в себя от двух до четырех подпунктов.
Задания 1 и 2 основываются на проверке знания географического положения России и его применения в конкретной ситуации. Задание 1 состоит из трех подпунктов и проверяет знание стран – соседей России и умения работать с иллюстративной и графической информацией. Первая часть задания предполагает определение стран – соседей России по их очертаниям и названиям столиц и указание этих стран на картосхеме; вторая часть – ранжирование стран по протяженности границ с Россией на основе анализа диаграммы, третья часть – указание страны в соответствии с поставленным вопросом.
Задание 2 проверяет знание географической номенклатуры и умение применять знание одного из ключевых понятий географии – географическое положение, умения пользоваться картой для характеристики географического положения России, определять географические координаты и расстояния по карте. Задание выполняется с использованием карты и состоит из двух подпунктов. В первой части задания требуется указать названия обозначенных на карте объектов, определяющих географическое положение России. Во второй части задания обучающимся необходимо определить географические координаты точки, связанной с одним из этих объектов, и рассчитать расстояние между указанными точками с помощью географических координат.
Задание 3 проверяет умение работать с картой и фотоиллюстрациями на основе применения знания особенностей рельефа России, размещения крупных форм рельефа и географической номенклатуры. Задание 3 включает в себя три подпункта и выполняется с использованием той же карты, что и для задания 2. Первая часть задания проверяет знание географической номенклатуры применительно к формам рельефа России. Во второй части обучающимся необходимо определить и указать одну из форм рельефа по ее местоположению на карте и фотоизображению. В третьей части задания требуется выявить характерные особенности указанной формы рельефа по предложенным в задании характеристикам.
Задание 4 направлено на работу с текстом, в котором представлено описание одного из гидрографических объектов России (реки, моря, озера), и картой. Задание содержит два подпункта. Первая часть задания проверяет умение использовать текст в качестве источника географической информации, а также знание географической терминологии и умение ее использовать для решения учебных задач. Ответом является заполненная на основе текста таблица, отражающая основные гидрографические характеристики данного объекта. Во второй части задания необходимо выбрать из текста названия всех упомянутых в нем объектов в соответствии с заданием и подписать их на карте.
Задание 5 проверяет умение использовать графическую интерпретацию климатических показателей для выявления основных географических закономерностей климата России и знание климатообразующих факторов, определяющих эти закономерности. Задание состоит из трех подпунктов. Первая часть задания предполагает установление соответствия представленных в задании климатограмм климатическим поясам. Во второй части задания обучающимся необходимо сопоставить климатограммы с кратким текстом, в котором отражены особенности климата одного из городов России, и заполнить таблицу климатических показателей для климатического пояса, в котором расположен этот город, по соответствующей климатограмме. В третьей части задания проверяется умение выявлять климатообразующие факторы для территории, на которой расположен данный город.
Задание 6 ориентировано на проверку умений: применять географическое мышление; использовать различные источники географической информации (карту, фотоизображения, текст) для решения поставленной задачи; использовать знания о географических закономерностях и взаимосвязях между географическими объектами, о зональном времени, об особенностях компонентов природы отдельных территорий; приводить примеры взаимодействия природы и общества в разных природных условиях. Задание основано на описании маршрута путешествия по России и включает в себя три подпункта. В первой части задания требуется определить названия субъектов Российской Федерации по
опорным точкам маршрута, обозначенным на карте административно-территориального деления, и подписать на карте центры этих субъектов. Во второй части обучающиеся должны рассчитать разницу во времени между двумя точками маршрута. Третья часть задания предполагает работу с текстом и фотоизображениями в целях определения смены природных зон по маршруту, природных и культурных достопримечательностей и объектов, выявления проблем, связанных с хозяйственной деятельностью.
Задание 7 содержит три подпункта; оно основано на работе со статистическими данными о населении регионов России, представленными в виде статистической таблицы, и проверяет умение извлекать эту информацию и интерпретировать ее в целях сопоставления с информацией, представленной в графической форме (в виде диаграмм и графиков).
Задание 8 проверяет сформированность представлений о географии как науке на основе применения знания особенностей компонентов природы своего региона и умения составлять их краткое описание. Задание состоит из трех подпунктов. Результатом выполнения задания должна стать заполненная таблица с указанием географических специальностей, которые изучают отдельные компоненты природы, и описанием особенностей компонентов природы своего региона, а также выделение региона на карте.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Полные правильные ответы на задания оцениваются в баллах следующим образом:
- задание 1 – 6 баллов;
- задание 2 – 4 балла;
- задание 3 – 6 баллов;
- задание 4 – 4 балла;
- задание 5 – 5 баллов;
- задание 6 – 5 баллов;
- задание 7 – 4 балла;
- задание 8 – 6 баллов.
По подпунктам:
- полный правильный ответ на каждое из заданий 1.2, 5.1, 7.2, 7.3 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов;
- полный правильный ответ на каждое из заданий 1.3, 2.1, 3.3, 5.3, 7,1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов; ответы на задания 1.3 и 7.1 оценивается 1 баллом, если в ответе перепутаны местами два элемента;
- ответы на задания 1.1, 2.2, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2, 5.2, 6.1–6.3, 8.1–8.3 оцениваются в соответствии с критериями: полный правильный ответ на каждое из заданий 6.2 и 8.1 оценивается 1 баллом; на каждое из заданий 1.1, 2.2, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2, 5.2, 6.1, 6.3, 8.1, 8.2 – 2 баллами; на задания 1.1 и 8.3 – 3 баллами.
Максимальный балл за выполнение работы – 40.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
«2»: 0-12
«3»: 13-26
«4»: 27-35
«5»: 36-40
23 февраля 2021