Задание 5 ВПР для 8 класса: однородные члены предложения

Теория и тренировочные задания по однородным членам предложения для 8 класса.

Запятая ставится

Запятая НЕ ставится

Если в предложении однородные члены связаны противительным союзом:

Ирина не сходила в кино, зато встретилась с подругой.

Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например:

В парке рано утром можно было увидеть спортсменов и собаководов.

Если однородные члены связаны повторяющимися союзами:

Гулять одному скучнои грустнои одиноко. (запятая ставится перед первым И, так как перечисление уже началось)

Если союзы объединяют однородные члены в пары, например:

У Толи было много старых дисков и кассетпостеров и вырезок из журналов. (запятые ставятся между парами)

Если однородные члены соединены составными союзами:не только, но и; как, так и; не столько, сколько… (запятая ставится перед второй частью союза)

Толя будет на работе допоздна не только сегодня, но и завтра.

Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание:
И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие.

Толя разбудил Ирину ни свет ни заря.



Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом

1. Перед обобщающим словом ставится тире:

На диване, на кресле, на полувсюду валялись непроверенные тетради.

2. После обобщающего слова ставится двоеточие:

Непроверенные тетради валялись всюду: на диване, на кресле, на полу.

3. После однородных членов ставится тире, если предложение продолжается:

Всюду: на диване, на кресле, на полу – валялись непроверенные тетради.


Тренировочные задания

1. Среди предложений 1-4 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Задание 5 ВПР для 8 класса: однородные члены предложения


Выпишите номер этого предложения.

(1)Только через два года сторонники Василия сумели объединиться, собрать войско и изгнать Дмитрия Шемяку из Москвы. (2)Во всех действиях Шемяки проявлялись жадность, жестокость и вероломство. (3)Дмитрий Юрьевич закончил свою жизнь в Новгороде, куда он убежал, спасаясь от гнева великого князя. (4)Говорили, что его по иронии судьбы погубил собственный повар, подкупленный кем-то из врагов князя.



2. Среди предложений 1-5 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:



Выпишите номер этого предложения.

(1)И тут же – красная мантия Оксфордского университета, портрет писателя в этой мантии. (2)Всё подлинное – часы, рояль. (3)Хранитель музея, симпатичный, знающий и, видно, очень любящий свой город человек, подошёл к роялю, поднял его крышку и тронул жёлтую клавишу. (4)Бу-ум… протяжный, немного печальный звук. (5)Такой же звук слышал Тургенев…



3. Среди предложений 1-3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:



Выпишите номер этого предложения.

(1)Он гоняется, не жалея своих сил, за новинками. (2)Он покупает стихи и прозу, о которых спорят критики. (3)Он ревностно следит за литературой по своим интересам, читает классику.



4. Среди предложений 1-3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:



(1)Человек спокойно полистает, присмотрится, принюхается. (2)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (3)Так и получается: заходишь в любой книжный — глаза разбегаются.



5. Среди предложений 1-3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:



Выпишите номер этого предложения.

(1)Выдающийся пианист Эмиль Гилельс был на гастролях в Вологде и, знакомясь с достопримечательностями города, осматривал Софийский собор. (2)Собор стоит на Соборной горке, красуется по-над Вологдой-рекой и в ясную погоду куполами отражается в ней. (3)Есть такая легенда: строили собор во времена Ивана Грозного, и, говорят, вышел тогда казус неожиданный и негаданный.



6. Среди предложений 1-3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:



Выпишите номер этого предложения.

(1)Муравейное братство было открыто и было подарено нам. (2)Но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке. (3)И палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа.



7. Среди предложений 1-3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:



Выпишите номер этого предложения.

(1)Он разговаривает с больными не только об их болезни, подбадривает их, умеет вселить в них надежду. (2)Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. (3)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.



8. Среди предложений 1-3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:



Выпишите номер этого предложения.

(1)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное в целом свете. (2)Конечно, чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно воспитано литературой, живописью, музыкой. (3)Деятели искусства очень любили родную землю, хранили её богатства, передавали свою любовь нам.



9. Среди предложений 1-3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:



Выпишите номер этого предложения.

(1)Дома считали такое чтение беспорядочным, а я считал его очень удобным и целесообразным. (2)Я брал всякий раз такую книгу, которая соответствовала моему настроению, к чему в эту минуту лежала моя душа. (3)К примеру, я читал хороший
роман вроде «Анны Карениной», изучал научно-популярную книгу по математике, размышлял над диалогами Платона и отдыхал с чем-нибудь совсем лёгким вроде Джерома Клапки Джерома.



10. Среди предложений 1-3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:



Выпишите номер этого предложения.

(1)Море с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками… (2)Оно наполнит вас мудростью, очистит душевно, облагородит. (11)Оно останется с вами навсегда, чего не произойдёт, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда.

0
6 апреля 2025
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses